Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сокольского района Нижегородской области

606670, Нижегородская область, р.п. Сокольское, ул. Достоевского, 14
телефон: гл.редактор +7 (83137) 2-12-73, отдел рекламы, бухгалтерия 2-14-62, корреспонденты 2-14-02
e-mail: sn-gazeta@yandex.ru

Родной край - люби и знай

Родина начинается с порога твоего дома и места, где ты живешь. И нет ничего для человека дороже.

Поэтому народный краеведческий музей продолжает организацию выездных экскурсий, целью которых является знакомство молодого поколения с историей Сокольского края.

Группа студентов историко-краеведческого объединения "Летописцы" техникума недавно посетила Дресвищи. Это старинное поселение (в прошлом Костромской губернии Макарьевского уезда Боярской волости) имеет богатую историю.

Ребята встретились с местным краеведом, ветераном педагогического труда, автором многих исследовательских материалов, собирателем старинных предметов и организатором школьного музея Николаем Петровичем Мухиным. Для студентов была организована экскурсия в кабинете краеведения начальной школы. Николай Петрович тепло встретил посетителей, как своих единомышленников. Ведь в будущем им придется продолжать собирать историю нашего края. Он рассказал, как строилась и преобразовывалась школа. Ей 1 ноября этого года исполнился 91 год. Согласитесь, без малого вековая история. Из стен образовательного учреждения вышли многочисленные выпускники, которые проживают в разных регионах нашей страны. С некоторыми из них Николай Петрович до сих пор поддерживает связь.

Краевед поведал историю дресвищинской земли, ее поселений, рассказал о занятиях жителей. Как и во всем Сокольском крае (в недавнем прошлом Дресвищинский сельский Совет относился к Пучежскому району), здесь были развиты плотницкое, кирпичное, кузнечное, угольное дело, судостроение, лозоплетение, лыкоплетение, льняной и грибной промыслы. Плотники из Дресвищ и других деревень уходили на заработки, вплоть до Самары. Когда заканчивались полевые работы, до Рождества рубили избы, бани, дворы и другие надворные постройки на стороне. Целыми деревнями занимались некоторыми видами ремесла: изготавливали кирпич и щепные изделия, вили веревки, томили уголь. В Вязовиках плели лапти, а в военный и послевоенный периоды большинство жителей плели корзины. В Белыни изготавливали лопатки для заточки кос. Состоятельные селяне имели свои мельницы - ветровые или водяные, и толчеи (маслобойни). Зимой семьями занимались домашней обработкой льна. Судостроение имело свое значение в жизни населения дресвищинской стороны. Многие мужчины трудились рабочими и мастерами в затоне, который находился недалеко от устья реки Ширмокша. Местное название его - Рахмановский затон. Назван, вероятно, по имени владельца. Здесь строили и ремонтировали грузовые баржи. На этом водном транспорте переправляли кирпич, который производили в деревне Ягодное, строительный песок, зерно, лен, древесный уголь (производили кустарным способом в Мармыжеве). Надо отметить, что уголь был необходим для работы кузниц, которые скупали его в большом количестве. Мастера угольщики отправляли уголь в Сормово, применялся он в металлургической промышленности.

Интересный факт, что большинство жителей деревень в прошлом были старообрядцами. Строго придерживались своих порядков, традиций и вероисповедания. С мирскими православными старались не общаться и браки не заключали. Но со временем границы духовной жизни стали стираться, и в настоящее время старообрядчество уже ушло в историю.

Студентов заинтересовал один из моментов экскурсии, как его назвал Николай Петрович, лирическое отступление. Он показал книгу брачного обыска. Бракосочетанию придавалось большое значение. Это касалось молодых людей, которые собирались создать свою семью. Священнослужители составляли письменный акт, содержащий определенные сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака. Он включал восемь пунктов, обстоятельства которых священник должен был исследовать: звание и состояние; место жительства; возраст; отсутствие плотского и духовного родства и свойства; семейное положение; взаимное согласие (отсутствие принуждения); согласие родителей или опекунов; необходимые письменные документы, прилагавшиеся к обыску. Молодые до трех раз оглашались в церкви с той целью, чтобы получить еще дополнительные сведения о брачующихся. Они были необходимы для признания брака законным церковным приходом и не препятствующих венчанию молодой пары.

Книга брачного обыска в музейном собрании – уникальный предмет, датируемая 1903 годом. Она принадлежала Никольской церкви. При закрытии храма имущество оказалось под угрозой уничтожения. Церковные люди из прихода старались хоть какую-то малую долю святыни сохранить. Книга, о которой идет речь, была найдена в доме деда Николая Петровича. Читая ее страницы, уже можно представить, как проходило в прошлом бракосочетание, и найти имена земляков, которые проживали в Дресвищах и деревнях прихода церкви святителя Николая.

Проводя экскурсию Николай Петрович рассказал историю и предназначение каждого экспоната. Показал ребятам, как пользовались цепом для молотьбы, как гладили холсты и холщевые изделия с помощью рубеля, как взвешивали небольшие грузы безменом. А также, для чего требовались грабли, укрепленные на ручной косе при скашивании зерновых. Всех впечатлила большая коллекция крестьянских орудий труда, домашней утвари, предметов обработки льна. На стендах и в витринах можно увидеть документы, предметы и фотоматериалы истории учреждения, атрибуты школьной пионерской и комсомольской организаций, материалы о ветеранах войны бывшей Дресвищинской сельской администрации.

Наших начинающих краеведов заинтересовала история Героя Советского Союза Александра Васильевича Тюрина родом из деревни Деушиха. В музейной коллекции хранится его бюст, исполненный скульптором Кирсановым на Калужской скульптурно-художественной фабрике, а также документы и сведения о герое, его семье и потомках.

В разделе старообрядчества широко представлены печатные книги, написанные на старославянском языке. Книги духовного содержания не каждый может прочитать. Но среди студентов нашлись ребята, кто смог одолеть несколько фраз. Вызвала интерес женская старообрядческая одежда, рукоделие и многие другие предметы, касающиеся жизни местного населения. В ходе экскурсии ребятам разрешили взять в руки предметы, полистать книги, посмотреть фото и документы. Николай Петрович отвечал на интересующие вопросы.

В завершение встречи многие выразили желание приехать сюда еще раз. Чтобы найти ответы на многочисленные вопросы, одной экскурсии недостаточно.

Молодые люди благодарили Николая Петровича за интересную и полезную информацию. Были полны впечатлений, каждый проникся историей и был восхищен прекрасной стариной. Ведь это уникальный уголок, который нигде больше не встретишь. В музее хранится бесценный клад о тех, кто здесь жил, трудился, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Каждый, кто побывал и пообщался - окунулся в мир прошедших времен и, надеемся, не остался равнодушным. Ведь молодому поколению предстоит хранить и приумножать историю родного края.

Автор: Вера Сисягина, сотрудник народного краеведческого музея

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 487

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика