Но у Татьяны Николаевны нет ощущения времени, ведь детство всегда рядом с ней, все дни проходят среди студентов. И она счастлива, потому что ее жизнь наполнена любовью. Любовью к детям. В канун Татьянина дня она рассказала о выборе профессии и о своей студенческой поре. А также о том, каковы ее основные принципы в воспитании и обучении подрастающего поколения.
- Татьяна Николаевна, почему вы решили стать педагогом?
- Мой выбор был предопределен. Выросла в учительской среде. Моя мама, Лидия Андреевна Куваева, преподавала физическую культуру и географию в Кореневской школе. Да и многие другие представители женской половины семьи были педагогами. Поэтому и я поступила в Ивановский университет на специальность "История и обществознание". Отрадно, что сегодня наша династия продолжается - дочь Анастасия работает преподавателем физкультуры в техникуме. Она окончила университет им. Лобачевского.
- Наверное, у каждого есть немало интересных моментов из студенческой жизни. Какие вам особенно запомнились и до сих пор вызывают теплые чувства?
- В начале 90-х всем было непросто. Что уж говорить о студентах. Однако бытовые трудности не мешали наслаждаться самой прекрасной порой в жизни. Хоть дни и ночи проводили в научной библиотеке, потому что нужную книгу нигде не достанешь, засиживались в архиве, но находили время для занятий творчеством. Популярными были День истфака, "Студенческая весна" и многие другие мероприятия, в том числе межвузовские.
- За столь долгое время работы в педагогике, наверное, уже сформировались определенные принципы. Каково ваше жизненное кредо?
- Уважение к людям есть уважение к самому себе. Не могу повысить голос на детей, не могу нагрубить. Что-то внутри не позволяет унизить подростка ни словом, ни действием. Считаю, главное - уважение личности студента, стремление помочь ему в достижении успеха. Но признаюсь, иногда бывает очень трудно - воспитывать добротой. Порой натыкаешься на хамство, безответственность. И задаешься вопросом, как поступить - ответить или нет. Но, поверьте, добро всегда побеждает и в мире есть высшая справедливость. Поэтому я призываю всех педагогов: любите детей и они ответят тем же!
- Что вы ставите на первое место в воспитании?
- Многочисленные беседы, классные часы, конечно, имеют воздействие на личность. Но на первое место в воспитании ставлю личный пример. Педагог должен быть неординарным человеком, это поможет увлекать ребят своим интересом к насыщенной событиями и мероприятиями жизни. Разделять их скуку от тех или иных предметов, страдать от неразделенной первой любви, с волнением слушать их первые стихи. И только чтобы все это от души.
- А как учить так, чтобы было интересно?
- Будить воображение, учить мыслить, развивать стремление к самопознанию мира. Очень важно с самого раннего возраста учить детей трудиться - и физически, и умственно. Это, пожалуй, самое важное условие для счастья.
- Сами любите учиться?
- Да. И стараюсь быть всегда в поиске. Участвую в конференциях, конкурсах, осваиваю новые технологии, веду вместе с коллегами исследовательскую работу. Я много времени посвящаю чтению. Считаю, чтобы учить других, нужно учиться самому!