Ведь наше старейшее предприятие района более четверти века тесно сотрудничает с морским ведомством и успешно выполняет важные заказы.
Открыл мероприятие глава местного самоуправления городского округа Игорь Бобров. Он отметил важность события и подчеркнул, что новая экспозиция дает хорошую возможность прикоснуться к богатому историческому прошлому главного градообразующего предприятия. Также звучали слова благодарности в адрес коллектива музея и все тех, кто принял активное участие в сборе материала.
Честь перерезать красную ленточку новой музейной экспозиции доверили ветерану судоверфи А.Л. Тузову и молодому мастеру участка Михаилу Малахову. Перед собравшимися предстала настоящая комната трудовой славы – многочисленные модели судов, редкие фотографии по истории и становлению предприятия.
Экскурс в историю начался с самых истоков предприятия. В реестре судов и барж Верхне – Волжского пароходства наш затон упоминается уже в 1843 году. А в 1892 году здесь не только стояли суда на зимнем отстое, но и велись ремонтные работы на баржах.
Мастерство наших предков высоко оценил предприниматель Федор Крепиш, который в 1902 году открыл в затоне механические мастерские, позволявшие ремонтировать даже паровые суда. Небольшое предприятие не только развивало производственную базу, но и наращивало выпуск своей продукции. Важной точкой отсчета в истории стал 1931 год, когда было принято решение о создании на базе затона судоверфи. В 1935 году на предприятии трудились свыше 500 человек.
Конечно, серьезным испытанием для волгарей стала Великая Отечественная война. В 1941 году на фронт были призваны многие судостроители, а их места заняли учащиеся школы фабрично – заводского обучения. На фронт отправлялись аэросани, волокуши, деревянные баржи.
Послевоенное время отмечено освоением новой продукции, но мощным шагом в реконструкции стали 50-е годы. С началом строительства Горьковской ГЭС в зону затопления попала и часть территории судоверфи. Для новой производственной площадки был выделен 21 гектар земли. Здесь предприятие располагается и сегодня.
В 1956 году начинается переход от деревянного на железобетонное судостроение.
"Трудностей было немало. Но для нас, мальчишек, все было интересно, - вспоминает бывший работник Юрий Бобков. – Оборудование новейшее, свой электроцех, мы просто горели на работе, оснащая места".
С каким трудом выполнялся спуск на воду первого железобетонного дебаркадера рассказал ветеран Б. А. Воеводин: "Пришлось поворачивать тракторными тросами судно, которое во время движения неожиданно развернулось. Но и здесь выручила смекалка местных судостроителей".
С 1973 года осуществлялся переход на стальное судостроение. И это тоже был непростой процесс, где вновь проявилось мастерство рабочих предприятия. Уже в 1976 году здесь сдали 6 тысячетонных барж, док – кессоны. Предприятие удостаивалось двух медалей ВДНХ СССР.
Одновременно развивается собственное подсобное производство, активно работает комсомольская организация. Тогдашний ее секретарь Ольга Гончарова поделилась воспоминаниями о работе молодежного кооператива, за год построившего 16-квартирный дом.
Суровые 90-е не обошли стороной и наше старейшее предприятие. Встал вопрос о его дальнейшем функционировании. И в том, что судоверфь устояла, огромная заслуга коллектива, у которого появился новый заказчик - министерство Военно-Морского Флота. С тех пор сокольские корабелы спустили на воду ни один десяток судов. И сотрудничество продолжается.
Подвел итог торжества Почетный гражданин района, контр–адмирал, Николай Мартынов. Он отметил , что собрана богатая экспозиция, которая позволяет гордиться своими земляками-корабелами. Он призвал и дальше участвовать в сборе материала для музея. Так что творческий поиск продолжается!