А у жителя поселка Анатолия Лаврентьевича Тузова даже сомнений не было в выборе жизненного пути: отец трудился шкипером, мать и многочисленная родня матросами – речниками.
После семи классов он поступил в ремесленное училище при заводе им. Парижской Коммуны. А, закончив его с отличием, получил профессию рулевого-столяра. За хорошую учебу Анатолий был направлен на правительственный пароход, где проработал две навигации.
Тяга к знаниям привела А. Тузова в Горьковское речное училище. Шаг за шагом он прошел ступени роста – старший рулевой - моторист, штурман – помощник капитана. Сейчас мой герой говорит, что очень хотелось продолжить обучение в мореходном училище, но семье просто не хватало средств на такой шаг. А ко всему остро стоял жилищный вопрос, поэтому Анатолий был вынужден перевестись из Городца в Сокольское.
В августе 1964 года Анатолий Тузов принимает грузовой теплоход "СТ-74" в должности капитана - механика. Грузоподъемность судна была небольшая – 200 тонн, а вот работы было немало. Это рейсы по волжским городам за строительными материалами.
Затем трудился на теплоходе "Тобол", его грузоподъемность уже 300 тонн. И рейсы по рекам России заметно удлинились.
В те годы судоверфь приступила к строительству металлических судов, потребовался теплоход лучших мореходных качеств, чтобы доставлять металл, цемент, оборудование из разных городов страны. И Анатолий Тузов принял в Ленинграде "Валгому". Это судно совсем других технических параметров-грузоподъемность700 тонн, два мощнейших двигателя.
Но небольшой коллектив столкнулся с массой проблем. Судно было далеко не новое, многие узлы изрядно изношены. Именно в этот момент очень пригодился опыт и смекалка капитана.
Чтобы не сорвать рейс, речники готовили теплоход нередко даже в ночное время, проявляя в прямом смысле изобретательность, собирая узел из старых деталей. И это продолжалось восемь навигаций. В результате на "Валгоме" заменили старый корпус и полностью завершили реконструкцию. Все это позволило совершать дальние рейсы, в том числе в Ростов – на – Дону, Волгоград, Саратов, Ярославль. За 19 лет теплоход перевез тысячи тонн грузов для промышленности и сельского хозяйства района. Интересно, что именно экипаж "Валгомы" обеспечил доставку свай и железобетонных плит для укрепления береговой полосы нашего поселка.
Это со стороны кажется, что ничего сложного в работе речника нет. Но за каждым рейсом стоит огромная и слаженная работа коллектива специалистов, душой болеющих за порученное дело. А главной фигурой здесь был и остается капитан. Он должен знать судно до последнего винтика, правильно ориентироваться в возникающих ситуациях. Одним словом, быть авторитетом для подчиненных. Отлаженный до мелочей механизм "Валгомы" ни разу не подвел родное предприятие. И здесь заслуга А.Л. Тузова налицо.
Сейчас Анатолий Лаврентьевич трудится на буксирном теплоходе "РБТ -220". Ему поручаются весьма сложные операции – доставка судов от слипа к причалу и вывод их из акватории. И здесь не должно быть даже малейших сбоев, все просчитывается буквально до сантиметра.
Общий трудовой стаж А.Л. Тузова 64 года, в том числе 56 лет в Сокольской судоверфи. Знаю только двух ветеранов, имеющих такую выслугу. Это Ф.П. Софронов – водитель автопредприятия и А.В. Частухин - слесарь - наладчик швейного оборудования райпромкомбината.
Иногда слышны высказывания, что ветераны должны уступить дорогу молодым. Но это не относится к А.Л. Тузову. Ему скоро 83 года, но держится молодцом!
Всю жизнь дружит со спортом. В речном училище был отличным лыжником. Имел первый разряд. Одно время серьезно увлекался водными лыжами. И сейчас Анатолий Лаврентьевич выходит на заснеженные трассы зимой, а летом он заядлый грибник и ягодник.
О своей работе А.Л. Тузов может рассказывать часами. А это значит, что человек он счастливый. Ветеран удостоен редкого в районе нагрудного знака "Отличник речного флота России". А в 1994 году ему присвоено звание "Почетный гражданин Сокольского района".
И хочется пожелать Анатолию Лаврентьевичу:
- Полный вперед! И семь футов под килем!