Татьяна Семёновна окончила Чувашский государственный педагогический университет имени
И.Я. Яковлева по специальности учитель-логопед, прошла профессиональную переподготовку по направлению дефектология. И с 2016 года работает логопедом-дефектологом.
- Татьяна Семёновна, бытует мнение, что с каждым годом число плохо говорящих детей увеличивается. Согласны ли вы с этим, и с чем, по вашему мнению, это может быть связано?
- Действительно, в последнее время, такая негативная тенденция существует, в своей практике я её так же прослеживаю. В среде специалистов эту проблему ещё называют "веком логопеда": детей с нарушениями речи, в том числе и тяжелыми, с задержкой речевого развития, с каждым годом становится все больше. Традиционно причинами нарушений речи являются внутриутробные патологии, родовые травмы, послеродовые патологии, генетическая предрасположенность, неблагоприятные социально-бытовые условия. Если рассматривать именно современные причины, вызывающие нарушения речи у детей, то тут специалисты во главу ставят негативное влияние гаджетов, обилие информации, эмоциональную холодность родителей по отношению к своим детям.
- Можете рассказать об этом подробнее?
- Бессмысленно отрицать, что телевизор и все возможные гаджеты прочно вошли как в нашу жизнь, так и в жизнь и развитие наших детей. Телевизор работает в фоновом режиме в доме у большинства семей. Количество передач и людей в нем, кажется, бесконечно. Тут и развлекательные, и развивающие, и обучающие программы. Информации вокруг ребенка так много, что его мозг не успевает ее фильтровать и перерабатывать. Почти в каждой семье есть планшет или смартфон, на который родители закачивают развивающие программы. Дают гаджет ребенку, и, как им кажется, в этот момент развивают его... Сейчас очень много интерактивных игрушек, которые говорят и двигаются сами. Ребенку не нужно ничего фантазировать и придумывать. Нажал кнопку и игрушка двигается, говорит и поет сама. Но чем активнее игрушка, тем пассивнее ребенок(!). По логике родителей в современном мире достаточно много информационных ресурсов, чтобы ребенок развивался. Но сам по себе он этого не может делать. Просто не умеет. Развивают ребенка, а следовательно, и его речь - эмоциональное общение с родителями, совместная игра, беседы, прогулки, обсуждения, путешествия, совместное чтение книг и т.д.
- Если ребенок 4-5 лет по наблюдению родителей и воспитателя плохо разговаривает по сравнению со своими сверстниками, нужно ли бить тревогу и обращаться к специалисту? Или нужно еще чуть-чуть подождать и ребенок "перерастет" проблемы с речью и сам по себе заговорит чисто?
- Сами по себе, без причины проблемы с речью не появляются и не пропадают. Бывает, что ребенок 1,5-2 лет неправильно произносит слова, меняет местами слоги или неправильно ставит ударение, но ему это простительно, его речь только формируется. Если часто разговаривать с ребенком, произнося самим слова правильно, то ребенок быстро запомнит, как правильно говорить и станет это делать так же. Если же он делает такие же ошибки к четырем годам, то, несомненно, без специалиста не обойтись.
- Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и их речь развивается быстрее. Так ли это?
- Да, это так. И связано это с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. У мальчиков раньше формируется предикативный (глагольный) словарь в отличие от девочек, у которых формируется сначала номинативный (существительные) словарь. Например, увидев мяч, девочка, скорее всего, назовет его, а мальчик скажет "Дай!".
-Татьяна Семёновна, что в речи ребенка должно насторожить родителей?
- Если ребенок в два года не понимает речь взрослого, не произносит никаких звуков, не использует звукоподражание, не выговаривает простые слова. В три года не строит предложения, говорит на своем языке. В четыре года не выговаривает звуки [с], [з], [ц], пропускает или переставляет местами слоги, не знает цвета, путает названия животных, овощей, фруктов. Родителей должно насторожить, если ребенок в пять лет не выговаривает звуки [ш], [ж], [ч], [щ], делает ошибки в окончаниях, не умеет пересказывать, отвечает на вопросы одним словом. В шесть лет не выговаривает звуки [р], [л], не умеет определять первый и последний звуки в слове, не может запомнить буквы и выучить алфавит. Речевое развитие - один из важных показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно удалить до школы, чтобы они не мешали учебе.
- Какая помощь со стороны родителей может понадобиться специалисту?
- Для логопеда важно знать наиболее конкретную причину речевых нарушений ребенка, так как от неё зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными. Посещение невролога - обязательное условие для работы с ребенком. Врач должен обследовать ребенка на наличие или отсутствие неврологических проблем. При гиперактивности, рассеянном внимании, проблемах с мыслительными процессами и др. чаще всего назначается курс лечения, что способствует коррекции нарушений речи. И здесь родители должны подхватить эстафету у специалиста, помочь ребенку закреплять успехи, достигнутые на занятиях с логопедом. Выполнять упражнения, рекомендованные логопедом для развития артикуляционного аппарата, задания для закрепления результата, полученного на занятии, поправлять ребенка, когда он произносит тот или иной звук или слово неправильно, а так же следить и за своей речью.
- Что бы вы хотели пожелать родителям?
- Научиться слышать своих детей, быть более чуткими к их, на первый взгляд незначительным и детским проблемам. Чаще разговаривайте с детьми по поводу и без повода, спрашивайте у них совета, обсуждайте происходящее вокруг, делитесь своими эмоциями - обогащайте своих детей. Не бойтесь обращаться к специалистам с вопросами о воспитании и развитии своего ребенка. Например, на базе нашего детского сада работает консультационный центр, куда вы можете обратиться за бесплатной консультацией к учителю-логопеду, учителю-дефектологу или педагогу психологу. Здесь вы получите профессиональные рекомендации по возникшему у вас вопросу.