По восточному календарю (а мы в последние десятилетия вдруг стали соотносить себя и свою жизнь с ним) этот год проходит под знаком белого металлического быка.
Какими только сочными характеристиками и неожиданными эпитетами ни наградили этого известного животного в последние дни уходящего и первые дни нового года – неторопливый, спокойный, трудолюбивый, смелый, уверенный в себе, временами агрессивный, опасный, жесткий, упрямый и т.д. А где-то и можно прочесть: "олицетворение грубой природной силы и непокорности". Все приведенные примеры справедливы и лишний раз подтверждаются известными пословицами и поговорками: пашет, как бык; был бы бык, а мясо будет; мужик богатый, что бык рогатый; взять быка за рога…
А почему все-таки нынешний год - год быка, а не год коровы, которую у нас да и много еще где самозабвенно почитают и любят? Видимо, дело здесь в том, что парнокопытное домашнее жвачное животное, к коим относится и спокойная корова, произошло от своего древнего родственника – быка, тура, ныне вымершего в дикой природе. Его одомашнивание человеком началось около восьми с половиной тысяч лет назад, когда в личном хозяйстве еще не было лошади, но уже наличествовали свиньи, овцы и козы, которые по какому-то минимуму обеспечивали хозяев мясом, молоком и шкурами. Тем более, они по своим размерам куда меньше коровы, а потому и пищи им требовалось тоже меньше. Но человек остро нуждался в тягловой силе – перевозить грузы, людей, пахать землю и т.д., а потому необходимым оказался именно бык с известными физическими данными. Со временем его постепенно вытеснили сначала лошади, а затем и машины. Но в этом важном качестве бык использовался человеком вплоть до середины 20 века.
Яркий пример тому содержится в широко известном в советское время романе М.А.Шолохова "Поднятая целина", где к весенней пахоте у донских казаков по полной привлекались быки ( не лошади), запряженные по две пары в один плуг. По действовавшей тогда норме, работая фактически весь световой день, а ночью находясь на пастбище, они должны были за сутки поднимать более одного гектара тяжелой, слежавшейся за зиму черной земли. Этой четверкой сильных животных управляла женщина-погоныч, а плугом – понятное дело, крепкий мужчина- плугарь. В результате изнурительной работы людей и быков, среди которых не все ее выдерживали, особенно молодые или неважно перезимовавшие животные, в лучшие агротехнические сроки вспахивались и засевались тысячи гектаров родимой землицы.
Но это было раньше. В последнее время роль быка в цивилизованных странах свелась лишь к воспроизводству потомства, более быстрому получению мяса при откорме бычков и участию в зрелищных, захватывающих мероприятиях. Кстати сказать, многие считают, что быки бурно реагируют на красный цвет, но на самом-то деле это не так: в известной ситуации они ожесточенно бросаются не на красную тряпку, а на резкие движения человека. Роль же щедрой и надежной кормилицы – коровы для очень многих людей с годами неумолимо возрастала и среди домашних животных без какого-либо заметного соперничества стала первостепенной. Больше того, она по существу превратилась в члена русской крестьянской семьи.
Никогда не забуду давнишнюю тяжелую и берущую за сердце картину, которую мне, испуганному восьмилетнему мальчишке, привелось наблюдать, когда с летнего поля на лошадиной телеге к одной из соседних бедных изб нашего села привезли мертвую, объевшуюся клевером корову. В ответ на это ее хозяин, чтобы не показывать своей слабости, уткнулся мокрым от слез лицом в неестественно раздутый живот буренки, а узкие, худые плечи его заходили ходуном. Глядя на отца, хором, разноголосо заревели отовсюду высыпавшие на случившееся несчастье шесть, мал мала меньше, детей, которых, суетливо бегая от одного к другому, как-то пыталась успокоить мать, тяжело всхлипывавшая и тоже вся в слезах. При этом и родители, и дети, не зависимо от возраста, четко или неосознанно понимали, что значит остаться без доброй кормилицы.
А ведь на самом деле, чем являлась корова для деревенской семьи в те пятидесятые годы? Это, в первую очередь, ежедневное молоко и молочные продукты, которые вместе с черным хлебом и дарами сада-огорода составляли чересчур скромное питание сельских жителей. Коровье молоко – это и поддержка на первых порах новорожденного молодняка других домашних животных, без которых семье тяжело продержаться. Удивительным образом сэкономленное молоко по утрам несли сдавать государству, за что получали какие-никакие деньги, которые в доме никогда не водились. Почти каждый год от буренки рождался теленок, и, как следствие, через несколько месяцев появлялось мясо, которое частично шло в семью, а большая часть – на продажу, что также приносило деньги. В результате ее нахождения в хлеву люди получали в достаточном количестве качественное органическое удобрение – навоз, без которого заниматься земледелием бессмысленно. Так что потеря коровы – тяжелейший удар, оправиться от которого совсем непросто. Что же касается той несчастной семьи, то ей на помощь пришел колхоз, за символическую оплату выделив молодую, с большим молоком корову, тем самым по существу спас многочисленных едоков от неминуемого голода и нищеты.
Таким образом, роль коровы на протяжении тысячелетий невозможно преувеличить. Ради молока, мяса, шкур в настоящее время в мире содержится около одного миллиарда трехсот миллионов голов крупного рогатого скота. От коровы сегодня получают около 50 процентов валового производства мяса и 90 процентов молока. Раньше это животное олицетворяло богатство, достаток семьи и являлось своего рода недевальвируемой валютой. Верную крестьянскую кормилицу искренне любили, всячески оберегали, неизменно заботились, относились к ней ласково. У славян корова – наиболее почитаемое животное, требовавшее особой защиты от нечистой силы и колдунов, способных отобрать молоко. Терпеливая буренка - обязательная составляющая приданого невесты на свадьбе.
Коров подразделяют на мясные, мясо-молочные и молочные разновидности. За все время селекции выведено около 1080 пород. Продолжительность жизни животного примерно 20 лет, иногда доходит до 35 лет, быков – 15-20 лет. Коровьи глаза, как и у лошади, обеспечивают ей завидный обзор окружности в 330 градусов. Телята у нее родятся весом в 18-45 килограммов. В минуту коровы делают почти сотню жевательных движений. Они запоминают свое имя и откликаются на него: не зря в деревнях им давали ласковые имена – Малинка, Зорька, Ласка, Белянка, Звездочка. Эти животные помнят и лица людей – вот почему отдоить корову хозяйке не составляет особого труда, но у другой женщины при этом могут возникнуть проблемы. При дойке, как говорят специалисты, на количество молока благоприятно влияет музыка, которую коровы слышат и любят.
Молоко коровы – самое популярное из всех употребляемых человеком. Еще в древности люди считали его надежным лекарством от различных болезней, а сегодня оно - великолепное средство для поддержания иммунитета человека. Дойная корова в среднем за жизнь дает около 200 тысяч стаканов молока. Оно в деревенской семье играло ни с чем не сравнимую живительную роль. Его пили, только что подоив корову, – парным, теплым, слегка сладковатым, оставлявшим у детей белый, едва заметный, умильный полукруг над верхней губой, употребляли охлажденным в леднике или просто стоявшим на суднице при комнатной температуре. Незабываемое впечатление на всю оставшуюся жизнь осталось у тех, кто хотя бы раз попробовал кипяченое молоко из русской печи в глиняной кринке, с коричневой подсушенной пенкой - редкое, аппетитное, изысканное кушанье. На молоке варили и жарили многие блюда, имевшие замечательный вкус и, конечно, весьма полезные для организма. Нам в детстве очень нравилось черпать ложками из блюдца только что собранную землянику, разбавленную жирным молоком. Не зря же о пышущих здоровьем людях раньше говорили: "кровь с молоком" или "каким же ему быть на молочном-то питании". Из молока делали творог, а из творога в свою очередь пекли частые, любимые и всегда ожидаемые в нашем доме ватрушки и творожники.
Со временем человечество научилось делать и другие молочные продукты. Впервые на русском Севере появилось сливочное масло, которое затем у нас позаимствовали европейцы. Кстати, этот продукт очень затратный: на производство одного килограмма натурального коровьего масла требуется 21 литр молока. Намного раньше масла появился сыр – о нем, в частности, даже есть упоминания в "Одиссее" Гомера. Так что в процессе накопления практического опыта люди с большой пользой для себя научились изготавливать и ценить молочные продукты, разнообразие которых заметно возросло в последние десятилетия.
Но для того, чтобы иметь достаточное количество молока и других продуктов, человеку всегда требовалось много и в поте лица работать. Корова не только кормящее и терпеливое животное, но и очень трудозатратное. Не зря говорят: "Одна корова, да жрать здорова", или "Что положишь в кормушку, то и в подойнике принесешь". Основу ее рациона составляют растительные корма: грубые - сено, солома, веточный корм; сочные – силос, свекла, картофель; зерновые, в том числе и фураж. Зерно (пшеницу, ячмень, овес) давали с целью увеличения надоев. По осени да и позднее коровы с удовольствием ели картофель и корнеплоды. Солома, в которой мало витаминов, больше требовалась в качестве подстилки, а также в тех нередких случаях, когда по весне заканчивались другие корма. В колхозе же в последние десятилетия приоритет стали отдавать силосу, которого в многочисленных и объемных траншеях заготавливали немало, а также полнорационным комбикормам. Бывали годы, когда в условиях бескормицы крупному рогатому скоту вынужденно давали веточный корм и хвою.
Общеизвестно: то, что корова ест, напрямую влияет на вкус, цвет и даже запах молока, которое она потом дает. Памятуя об этом, сельские жители предпочитали свою коровку содержать в чистоте и кормить в первую очередь качественным, не побывавшим под дождем сеном. Неслучайно сенокос в деревне, наряду со страдой, был самым напряженным и ответственным периодом сельскохозяйственного года, который напрямую определял, насколько сытой будет следующая зимовка. В течение всего июля в него вовлекались буквально все – от мала до велика. В нашей местности плодородные земли были полностью распаханы, а потому, в условиях наличия колоссального количества скота как в колхозе, так и у жителей, с заготовкой сена возникало немалое напряжение: выкашивалось все, что было возможно, но сена все равно не хватало. Мой отец ежегодно докупал его у других владельцев приусадебных участков, и это обходилось недешево.
Трудозатраты на содержание коровы включали в себя и обязательное, постоянное нахождение около нее хозяев. В летний период с восходом солнца ее следовало подоить и отправить на пастбище, в обеденный перерыв – снова подоить, но уже где-нибудь за селом под палящим солнцем и с нещадно кусавшимися оводами и бесчисленной мошкарой, а вечером после захода солнца приветливо встретить и снова подоить. А если корова проблемная, что в нашем доме случалось, то жизнь сахаром уже не казалась: всей семьей до глубокой темноты правдами-неправдами пытаться ее загнать к себе на двор. Немало дел имелось и в стойловый период, где главным становилось накормить скотинку и почистить хлев. Далее, ближе к весне, появлялись заботы в связи с рождением теленка. И так круглый год – хозяйке не отъехать, не отойти. Учитывая эти обстоятельства плюс заметно изменившуюся жизнь, многие из деревенских жителей сознательно отказались от буренок на своем дворе, и, как результат, на все большое село теперь с трудом наберется с десяток коров.
В наше время, проехав немалые расстояния, редко где заметишь пасущуюся коровку, а тем паче хотя бы небольшое стадо. Вместо проверенного веками и любимого коровьего молока мы зачастую пьем молочный напиток, напоминающий оригинал разве что названием и цветом. Однако, в ряде стран мира корова по-прежнему священное животное (Индия), а где-то (Куба) за убийство животного дают больший срок, чем за человека. В мифологии многих стран корова – божество, космическая сила. Заметное место буренке уделено и в русском фольклоре. Вот только некоторые из имеющихся у нас пословиц и поговорок. Молоко у коровы на языке (это к тому, что ее надо досыта кормить), скотину гладь не рукой, а мукой (опять о питании животного), корова на дворе, харч на столе (а это о том, как она ценна), скотину водить – не разиня рот ходить (что также подтверждает наши слова о необходимости постоянного и заботливого ухода за буренкой) и т.д.
Этим материалом мы завершаем цикл этнографических очерков о том, что всегда было дорого русскому человеку и без чего ни в коей мере не могли существовать наши трудолюбивые, все испытавшие на своем веку предки. Да и нам зачастую невозможно или трудно обойтись без них – родного дома, русской печи, сада-огорода, хлеба, валенок, коровы, лошади, деревянной деревенской школы. Отдельные из очерков благодаря расположению и живому участию редактора С.Н.Тюгиной были опубликованы в газете "Сельская новь".