В рамках мониторинга был выявлен ряд проблемных вопросов, среди которых образование несанкционированных свалок на землях лесного фонда. В Законодательное Собрание Нижегородской области поступают многочисленные обращения граждан, органов местного самоуправления, региональных операторов в области обращения с твердыми коммунальными отходами по вопросу определения лиц, ответственных за ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда. Если раньше за ликвидацию несанкционированных свалок в лесах отвечал департамент лесного хозяйства региона, то после признания утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса РФ лица, осуществляющие данные полномочия, не определены.
В связи с этим депутаты Законодательного Собрания направили обращение в адрес министра экологии и природных ресурсов РФ по вопросу определения лиц, ответственных за ликвидацию несанкционированных свалок на землях лесного фонда.
Также в рамках мониторинга была выявлена еще одна проблема - регулирование сферы обращения с медицинскими отходами. В Нижегородской области насчитывается более 2000 медицинских учреждений, только 25 из которых обладают собственными возможностями по обезвреживанию медицинских отходов. Таким образом, главная проблема в области обращения с медицинскими отходами состоит в том, что отсутствует 100%-ный охват сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации таких отходов.
В настоящее время в условиях распространения в России и в мире новой коронавирусной инфекции COVID-19 тема обращения с медицинскими отходами приобретает особую актуальность. Кроме того, попав на контейнерные площадки, полигоны, свалки, необеззараженные отходы становятся опасными для населения.
Проблема усугубляется тем, что в настоящее время отсутствует система учета перемещения медицинских отходов и отчетности при обращении с ними. Это влечет возможность образования несанкционированных свалок таких отходов, а также создает риск нанесения ущерба окружающей среде и здоровью населения.
В связи с этим комитетом по экологии и природопользованию было подготовлено обращение в адрес министра природных ресурсов и экологии РФ А.А. Козлова и к министру здравоохранения РФ М.А. Мурашко с просьбой рассмотреть вопрос согласования законодательства об отходах производства и потребления с законодательством в сфере охраны здоровья граждан и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На одном из заседаний рабочей группы комитета обсуждались также вопросы обращения с отходами строительства и сноса на территории Нижегородской области.
Комитетом ведется работа по внесению изменений в областное законодательство с целью регламентации вопроса обращения с отходами строительства и сноса. Актуальность изменений заключается в том, что они направлены на четкую регламентацию и урегулирование сферы обращения с отходами строительства и сноса, вовлечения строительных отходов в систему рециклинга, а именно закрепляется ряд положений, касающихся временного хранения, захоронения, обезвреживания и дальнейшей утилизации отходов строительства и сноса.
"Мониторинг закона позволяет значительно повысить качество его исполнения. Мы постоянно совершенствуем областное законодательство об отходах производства и потребления, получая большое количество обращений граждан. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем", - отметил председатель комитета Законодательного Собрания по экологии и природопользованию Владислав Атмахов.
По итогам мониторинга были приняты рекомендации. В частности, правительству Нижегородской области предложено рассмотреть возможность установления дифференцированного тарифа на коммунальную услугу по обращению с ТКО при осуществлении их раздельного накопления. Предложено установить сниженный тариф в случае раздельного накопления ТКО и повышенного, если оно не производится.
По мнению депутатов, при появлении дополнительных доходных источников необходимо по возможности выделять бюджетные средства на предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на создание контейнерных площадок и приобретение контейнеров.
Органам МСУ самоуправления муниципальных районов и городских округов при формировании бюджетов на очередной финансовый год рекомендовано предусмотреть средства на ликвидацию несанкционированных свалок.