Работники "Скорой помощи" выполняют, возможно, самую сложную во время эпидемии работу — они всегда на ногах и первыми входят в контакт с потенциальными заболевшими, находясь при этом в группе повышенного риска. Неоценимый вклад этих специалистов был отмечен Президентом РФ. День работников "Скорой помощи" официально утвердили 28 апреля 2020 года соответствующим постановлением.
Сегодня уже трудно представить себе современное общество без такой службы как скорая помощь. Каждый человек в нашей стране знаком с телефонным номером "03" – одним из номеров специальных экстренных служб, начиная ещё с советских времён.
Болезнь всегда приходит неожиданно. Она может застать нас или наших близких в любом месте и в любое время суток. Поэтому в таких случаях вся надежда на скорую помощь. И здесь нам важно быть уверенными, что помощь будет оказана вовремя.
Профессию фельдшер скорой помощи, пожалуй, можно назвать одной из самых сложных и ответственных среди всех медицинских специальностей, ведь на выезде он должен хорошо знать не только теорию, но и в совершенстве владеть многими практическими навыками. Летящая на огромной скорости белая машина с красным крестом для многих несет спасение, а люди в белых халатах поддерживают жизни самых разных людей. Нередко бывают такие ситуации, когда на постановку диагноза у доктора скорой помощи есть всего лишь несколько минут.
При звуке сирены скорой помощи нам сразу становится тревожно, ведь чья-то жизнь в опасности. Конечно, труд медперсонала неотложки очень непростой. О том, как проходят будни тех, кто спешит на помощь и днём и ночью, как обстоит дело с оказанием скорой медицинской помощи в Сокольском районе, с какими проблемами сталкиваются жители и врачи, обо всем этом мы разговариваем со старшим фельдшером районного отделения скорой медицинской помощи Алексеем Сергеевичем ТИХАНОВЫМ.
- Алексей, вы уже более пятнадцати лет работайте фельдшером и три с половиной года возглавляете коллектив, одновременно являясь членом выездной бригады. Расскажите, пожалуйста, как в целом сегодня обстоят дела у вашего отделения?
– В составе нашей службы – две фельдшерских бригады. Одна из них круглосуточная, а другая - дневная. В них входят девять фельдшеров. Это Наталья Голубева, Людмила Гаринова, Светлана Малинина, Татьяна Миговорова, Лариса Кирикова, Мария Потехина, Галина Строганова, Сергей Слягин.
Стоит отметить и труд опытных водителей – Александра Винокурова, Павла Зимина, Андрея Гудова, Виктора Марова, Сергея Касаткина, Ивана Кокуева.
Мы с радостью принимаем на работу новых фельдшеров. Например, в прошлом году к нам присоединился Сергей Евгеньевич Слягин.
На сегодняшний день служба скорой помощи обеспечена всеми необходимыми медикаментами и вспомогательными средствами для оказания экстренной и неотложной помощи пациентам. Три автомобиля оборудованы новейшей аппаратурой – для неотложной интенсивной дыхательной терапии, для возобновления сердечной деятельности, монитором слежения за артериальным давлением.
- Сколько всего машин сейчас в распоряжении вашей службы?
- В настоящее время у нас в автопарке четыре машины, одна из них – приобретена в 2019 году. Две нуждаются в замене, но технически исправны и соответствуют всем требованиям.
- Алексей, каковы задачи бригад скорой помощи, которые выезжают на вызовы жителей?
- Главная задача – оказать больному экстренную и неотложную медицинскую помощь и, если это необходимо, доставить его в стационарное лечебное учреждение. Но, основываясь на многолетнем опыте работы, могу сказать, что далеко не всегда тем, кто вызывает скорую помощь, она требуется. Так, "03" воспринимают как поликлинику на колесах, где быстро вылечат, забывая, что скорая помощь не занимается лечением, она спасает жизни.
- Пандемия внесла свои коррективы в вашу работу?
- Бесспорно. Нагрузка очень возросла. Нам приходится госпитализировать больных не только в Сокольскую ЦРБ, но и в Городец, Заволжье, Бор, Нижний Новгород. Также увеличился и риск причинения вреда здоровью сотрудников отделения. Хотя на вызовы к больным с подозрением на коронавирус мы всегда выезжаем в спецформе.
- На ваш взгляд, какими профессиональными навыками должен обладать сотрудник скорой помощи?
- Он должен быть готов к любой ситуации, иметь обширные профессиональные знания, знать основные неотложные состояния, уметь проводить их диагностику и лечить на догоспитальном этапе. Ведь здесь начинаешь отлично понимать известное выражение "Промедление – смерти подобно". От знаний, точности постановки диагноза и правильности манипуляций доктора скорой зависит жизнь пациента и его шансы на полное выздоровление, поэтому здесь как нигде важен профессионализм и полная отдача.
- А к водителям тоже особые требования?
- Несомненно. Я даже скажу так: жизнь пациента зависит как от навыка врача, так и от правильных действий водителя. Он должен уверенно управлять машиной в различных дорожных условиях, грамотно оценивать дорожную обстановку, быстро ориентироваться на местности и выбирать самый оптимальный маршрут передвижения, а также в случае необходимости самостоятельно провести несложный ремонт автомобиля.
- Как проходит рабочая смена на скорой помощи?
- С 9-ти утра до 9-ти утра, сутки. Мы приходим, принимаем машину, оборудование, медикаменты. И начинаем принимать вызов за вызовом. Выезжаем по разным адресам в любую, даже самую отдаленную точку района. И вчера, и сегодня, и завтра и даже сейчас, когда кто-то читает эту статью, где-то медики скорой помощи спасают жизни людей.
- Какие экстренные вызовы поступают наиболее часто?
- В первую очередь, скорая спешит к детям с высокой температурой и взрослым с повышенным или пониженным артериальным давлением. Заметно прибавляется работы у наших медиков в весенне-осенний период, когда на пике простудные заболевания. В жаркие дни "03" часто набирают жители с проблемами сердечно-сосудистой системы.
- В нашу редакцию как-то раз обратился читатель с жалобой на то, что его знакомой, подвернувшей ногу, пришлось дожидаться приезда бригады неотложки целый час. Почему так произошло?
- Начнём с того, что номер "03" следует набирать только в тех ситуациях, когда человеку действительно требуется скорейшая и неотложная медицинская помощь. К сожалению, не все жители это понимают: около половины вызовов делается по поводу не такого уж серьёзного недомогания, например, когда болит голова или нога. По закону служба скорой помощи не имеет права отказывать больным, а потому выезжает на все вызовы, но в первую очередь машина, разумеется, спешит к тем, кто находится в тяжёлом состоянии, поэтому вашему читателю и пришлось так долго ждать.
Хотя, говоря по совести, в этой ситуации было бы уместнее вызвать такси или обратиться к знакомым, с просьбой довезти до больницы. Не так уж это сложно, ведь сотовый телефон и автомобиль в наши дни совсем не редкость. Мы, конечно, уже привыкли к тому, что после полуночи учащаются звонки от одиноких пожилых людей, которые страдают бессонницей или лёгким недомоганием и нуждаются не в экстренной медицинской помощи, а скорее в заботе и внимании. Хотелось бы достучаться до сознательности сокольчан. Просто подумайте, что в то время, когда одна бригада скорой будет доставлять человека в больницу с лёгким ушибом, другая – проводить беседу, поступит действительно серьёзный вызов, чья-то жизнь повиснет на волоске и станет дорога каждая секунда.
- Тогда как определить, в каких случаях вызов скорой помощи необходим и оправдан, а когда лучше действовать иначе?
- Есть понятия "скорая" и "неотложная" помощь. Скорую помощь необходимо вызывать, когда есть угроза жизни. В любом случае, когда вы набираете "03", медицинский работник вас подробно расспросит о причине вызова. И если вам дают рекомендации и советуют сначала снизить температуру или повышенное артериальное давление самостоятельно, то надо прислушаться к мнению врача, а не паниковать.
- Какие ещё трудности возникают в работе сотрудников скорой помощи?
- Одна из главных трудностей – разбросанность населённых пунктов нашего района. Есть и такие далёкие в глубинке, где всего один-два жилых дома, но и туда нужно добраться. А дороги, к сожалению, оставляют желать лучшего и даже на многих улицах районного центра. Особенно весной и осенью. Вроде всего секунды, но они могут оказаться жизненно важны для кого-то из ваших близких.
- Что нужно сообщить доктору при вызове "скорой"?
- Нужно сообщить пол и возраст больного, его фамилию, имя и отчество, что и когда случилось, какие симптомы заставили вызвать скорую, что уже было предпринято, точный адрес, номер телефона, с которого звоните.
- Сколько времени нужно на ожидание бригады скорой помощи?
- Время ожидания зависит от нескольких факторов. В среднем за смену поступают 15–20 вызовов. Во время эпидемии гриппа, например, их количество возрастает. Когда вы вызываете "скорую", то должны понимать, что бригады могут быть в это время на вызовах. В таких случаях доктор запишет ваш адрес и сообщит его первой освободившейся бригаде. Если у вас не экстренный вызов, придется подождать, потому что в первую очередь выезжают к тем, чья жизнь находится под угрозой. И к этому нужно относиться с пониманием.
- Что вы посоветуете вызвавшим неотложку людям сделать до приезда врача?
- Универсальных советов здесь быть не может, ведь всё зависит от причины вызова. Какие действия следует немедленно предпринять, вам объяснит медик, ответивший на телефонный звонок. Единственное, что можно посоветовать всем, кто вызывает скорую – стараться сохранять спокойствие. Понятно, что в такой ситуации минуты тянутся мучительно долго, но будьте уверены, что скорая обязательно приедет и поможет. И важно понимать, что скорая, конечно, окажет быстро помощь, но лечить-то надо причину.
- В некоторых случаях больного требуется госпитализировать. Как с этим справляются фельдшеры-женщины?
- Приходится просить помочь водителя, соседей. Лестничные пролеты узкие. Бывает, спускаем больных на руках, на одеялах. Да и не только это тяжело. Вы попробуйте вес медицинского чемоданчика. Да там килограммов семь-десять! Вот и приходится "ведро воды" на каждый вызов фельдшеру носить.
- Наверняка и бумажной работы хватает?
- По новым требованиям, приехав на вызов, мы обязаны записать данные паспорта, полиса. Немногие это понимают и возмущаются, что мы "пишем бумажки" вместо того, чтобы лечить. Чтобы таких задержек не происходило, вызывая скорую помощь, необходимо приготовить все документы заранее.
- В чём для вас радость этой профессии?
- Радость от получения результата. Именно быстрого результата. Вообще, для врачей скорой помощи это свойственно: люди получают быстрый результат от своей работы. Есть врачи, которые ведут своего больного годами, например терапевты. У нас совершенно не так: вот человеку было плохо, и тут ему стало легче. И у тебя от этого улыбка появляется и настроение сразу становится лучше. Приходишь домой после такой смены очень довольный и понимаешь, что день прожит не зря.
- А какие человеческие качества особенно важны для работника скорой помощи?
- Умение быстро принимать решения, отличная врачебная наблюдательность и логика, быстрота реакции и умение сохранять спокойствие в любой ситуации. Важна и хорошая интуиция. Также нужно находить контакт как с самим пациентом, так и с его родственниками. Ведь в некоторых случаях консультация врача скорой помощи может потребоваться и им.
- А как же сопереживание? Наверное, тяжело видеть страдание каждый день? Не начинаешь черстветь душой?
- Определенная привычка, не скрою, с годами начинает вырабатываться. Особенно близкие люди это замечают. Но черствый человек никогда не выберет медицину. Эта профессия сама по себе требует милосердия и сопереживания к чувствам других, иначе ничего хорошего не получится.
- Профессия изменила ваш взгляд на мир?
- Скорее взгляд на людей. Наверное, не смотря ни на что, я стал к ним терпеливее. Терпение нужно, когда приезжаешь на вызов и видишь, что там неблагополучная семья, алкоголики или наркоманы. Пытаешься выяснять, а в твой адрес летит ругань, угрозы. Даже проявляют агрессию. А что тут сделаешь? Терпение – это одна из христианских заповедей.
- Получается, опасная у вас работа?
- Конечно. Бывает, звонят с просьбой о помощи. Приезжаешь, а там частный дом, и собака гуляет у входа. Хотя мы ещё по телефону стараемся этот момент выяснить, но иногда случаются неприятные сюрпризы. Слышишь: "Проходите, она не кусается". А тут такой волкодав. И если не успеешь вовремя ретироваться, то вцепляется прямо в сапог. Не понимают люди, что животных надо придержать или убрать подальше. А что творится в неосвещенных подъездах! Бывало и халаты рвали.
- Значит, это миф, что белый халат означает неприкосновенность?
(Задумчиво слегка улыбается).
- В этот день не могу не спросить о тех, кто уже не в строю, но внес огромный вклад в спасение жизней сокольчан.
- Да, это ветераны нашей службы. Мы всегда помним о наших учителях. Они действительно очень много сделали для наших земляков.
Буквально несколько дней назад мы простились с Владимиром Ивановичем Шмелевым. Это невосполнимая утрата для всех нас. Он был очень скромным человеком, но настоящим профессионалом, любящим свое дело и преданным ему. Даже когда ушел на заслуженный отдых, мы продолжали консультироваться с ним, просили совета. И как наш учитель, он всегда и во всем помогал, можно сказать до последнего вздоха. Его очень не хватает.
Уважаемые наши коллеги, наставники – Елена Геннадьевна Васильева, Наталья Васильевна Шалашова, Зоя Николаевна Захарова. Мы учились у вас, постигали азы практики. Вы научили нас не теряться, а сосредоточиться и главное – не навредить человеку. Весь состав отделения скорой помощи очень благодарен вам за всё хорошее, что вы сделали для нас и для всех сокольчан.
- Алексей, что пожелаете своим коллегам в профессиональный праздник?
- Конечно же, в первую очередь здоровья. Семейного и материального благополучия. Чтоб в сменах было поменьше вызовов. Желаю всего самого наилучшего! А всем жителям Сокольского района хочу пожелать крепкого здоровья, и чтобы у них было как можно меньше серьезных поводов для вызова скорой помощи.
От лица всех сокольчан мы тоже поздравляем вас с праздником и говорим самые теплые слова благодарности водителям, фельдшерам, - всем, кто спасает чьи-то жизни, порой рискуя своими, кто причастен к такой непростой и важной службе скорой медицинской помощи!