В мероприятии приняли участие президент Российской академии наук Александр Сергеев, председатель общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи" Павел Красноруцкий, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова, заместитель директора департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России Александр Ведехин, президент Южного федерального университета Марина Боровская, ректор Московского энергетического института Николай Рогалев, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова, старший вице-президент государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" Михаил Алашкевич, первый проректор Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" Сергей Салихов.
Как отметил Александр Сергеев, в советское время движение молодого ученого по карьерной лестнице через университеты и научные институты было почти автоматическим. В современных условиях траектория карьеры должна быть не менее привлекательной для молодежи.
"Мы предлагаем начинать со школы. Качество студента на выходе из университета не улучшается. Мы были свидетелями этого процесса в 90-е и нулевые. Многие говорят университетам: кого вы учите? А университеты кивают на школу: кого вы к нам привели? Нужно обратить внимание на ценности, которые есть в нашей стране, которые нас объединяют: толерантность, освоение и покорение пространства. А еще хочется, чтобы нас объединяла ценность науки, об этом и надо рассказывать в школе. У нас есть школы, с которыми мы взаимодействуем. Такой набор школ может быть пилотом. Сопровождение молодых людей со школьной скамьи – это одна из главных задач РАН. Кроме того, нам надо поднимать престиж и статус учителя", – заявил Александр Сергеев.
Большое значение работы в школе отметила и Ольга Петрова. По ее словам, Нижегородская область является уникальным регионом, где выстроена и эффективно функционирует вся цепочка элементов научно-исследовательской карьеры: от детских образовательных пространств "Кванториум", IT-кубов и Точек роста, школ РАН и создаваемого в Балахне Специализированного учебно-научного центра до университетов и академических институтов, которые входят в систему Нижегородского научно-образовательного центра (НОЦ).
"На каждом этапе пути в науку мы применяем модель наставничества, которая делает карьерную траекторию молодого ученого бесшовной. В школе дети получают наставников в лице молодых ученых, студентов вузов. В университетах с молодежью занимаются доценты. Доценты включены в серьезные исследовательские проекты, которые реализуются в том числе с участием Российской академии наук. Это единая, интегрированная на всех уровнях система, которая работает с 5-6 класса. В этом возрасте начинается ранняя профориентация. И важно, чтобы дети, которые полюбили науку, увлеклись исследованиями в средней школе, в дальнейшем не потеряли интерес. Там, где нам удается это сделать, ребята становятся наставниками младших школьников, модель наставничества начинает поддерживать саму себя и питает благоприятную среду для становления будущих ученых", – сказала Ольга Петрова.
Тему взаимодействия организаций общего и высшего образования поддержала Елена Загайнова.
"Преподавателей университета нужно готовить к тому, чтобы они спускались на уровень школ. Если мы хотим получить в университет хорошего абитуриента, преподаватели университета, которые могут здорово и доходчиво рассказывать молодым о том, как здорово быть в науке, как здорово быть учёным, должны приходить к школьникам 8-11 классов. И это работает. В это время они определяются, у них горят глаза, и главное – не упустить этот момент. Именно на этом построены Специализированные учебно-научные центры (СУНЦ). Там не только базовая школьная программа с лучшими учителями, там со школьниками работают лучшие исследователи вузов", – пояснила Елена Загайнова.
Заместитель директора департамента государственной молодёжной политики Минобрнауки России Александр Ведехин рассказал о некоторых мерах поддержки молодых ученых, которые реализуются в настоящее время.
"Это, например, программа "Сириус", в рамках которой студенты получают зарплату за проектную работу со школьниками. Этот год пилотный. Мы выстраиваем мостик между школьниками и студентами через наставничество. Это Студенческие научные общества (СНО). Мы проводим конкурс, по результатам которого такие общества получают дополнительные ресурсы. Дорожная карта по данному направлению включает 18 мероприятий, в том числе методическую и методологическую поддержку. Действует программа "Наука", которая подразумевает трудоустройство выпускников в вузы и научные организации, что способствует увеличению доли молодых исследователей в общей доле учёных. Кроме того, мы хотим пересмотреть программу жилищных сертификатов, понизить входной барьер, чтобы задержать большее число молодых учёных в науке. В целом министерство работает над тем, чтобы нивелировать имеющиеся препятствия, обеспечить приток молодых учёных и разработок", – отметил Александр Ведехин.
Председатель "Российского союза молодежи" Павел Красноруцкий подчеркнул важность популяризации науки среди молодежи.
"Эта работа должна быть системной. Нынешний год должен дать хороший импульс. Должен быть внутренний "движ" – друга от друга в том числе, когда молодежные научные сообщества соревнуются между собой. В рамках Студвесны мы договорились с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым о популяризации молодёжной науки на постоянной основе", – заявил Павел Красноруцкий.
Итог дискуссии подвел один из модераторов панельной дискуссии, научный руководитель экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика" Евгений Сженов. По его словам, разговор получился честным и откровенным.
"Проблемы и задачи науки обозначены предельно понятно. Нужно признать, что мы не привлечем молодежь в науку, если не будем заниматься популяризацией и продвижением. С молодежью надо работать фокусно, предпринимать конкретные действия, в том числе усиливать материальные стимулы. Поддержка молодых ученых должна начинаться в школе и быть ключевым приоритетом. Очень надеюсь, что конструктивные мнения и предложения, которые прозвучали на форуме, станут основой для принятия решений на уровне правительства России и губернаторов регионов", – подчеркнул Евгений Сженов.