Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сокольского района Нижегородской области

606670, Нижегородская область, р.п. Сокольское, ул. Достоевского, 14
телефон: гл.редактор +7 (83137) 2-12-73, отдел рекламы, бухгалтерия 2-14-62, корреспонденты 2-14-02
e-mail: sn-gazeta@yandex.ru

Равные возможности

На страницах районной газеты мы начинаем реализацию проекта "Равные возможности",

с целью привлечения внимания органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, предприятий, предпринимателей, да и всех неравнодушных граждан к решению проблем семьи с особенными детьми, с целью оказания поддержки для этой категории сокольчан.

Невозможно не заметить, что в последние годы внимание к особенным детям растет. По всей стране создаются фонды и другие общественные организации поддержки таких детей. Несомненно, что это хорошая помощь родителям в развитии и воспитании, так как неутешительный диагноз ребенка – это сильнейший удар для семьи. А следом отчаяние, паника, подавленность. Случившееся всегда застаёт врасплох, мысли о будущем становятся просто ужасающими. Как это принять? Что делать? С кем посоветоваться? Куда обратиться за помощью? Где взять необходимую информацию? Да, вопросов, действительно, возникает огромное множество. И в нашем районе родители особенных деток также сталкиваются с кучей проблем, вопросов. Кто-то отчаивается, теряет веру, а некоторые, не смотря ни на что, продолжают искать пути решения проблемы.

Постоянно работает над решением вопросов, связанных с развитием и воспитанием таких детей и Ирина Чистякова, которая не понаслышке знает каково быть мамой ребёнка с ОВЗ. Совсем недавно она получила высшее образование по профилю "Ресурсосберегающие технологии в специальном и инклюзивном образовании". А сегодня мы представляем вашему вниманию её научную статью о принятии особенного ребенка.

“Мне часто говорят о том, что я очень позитивный человек. Как это верно. Я могу находить позитив во всём. Но, что же хорошего можно найти в том, что твой ребёнок не такой как все, болен? "Да ничего",- подумают многие. Наверное, несколько лет назад и я рассуждала бы также. Но проживая этот нелегкий путь, путь мамы особенного ребенка, я очень много осознала, пересмотрела все ценности. И поняла, что нельзя терять ни дня, ни минуты на отчаяние, на чувства страха и вины. Ведь пока мы тратим на это драгоценное время, тем самым забираем его же у наших детей, которым помощь необходима ещё "вчера". Мне очень хочется поддержать родителей особенных детей. Помочь им своими знаниями, научить их не отчаиваться, рассказать как это проживать, не потеряв веру в свои силы.

И в первую очередь мне бы хотелось рассказать об этапах принятия родителями своих детей, как важнейшем условии начала коррекционно-развивающей работы, а также об этапах взаимодействия педагога с детьми с расстройствами аутистического спектра, особенностях подбора материалов для работы и коммуникации на начальных этапах коррекции.

Проблема роста числа детей с расстройством аутистического спектра (РАС) беспокоит специалистов разных профилей и человечество в целом. В России, по данным федерального бюро медико-социальной экспертизы, в 2020 году официально такой диагноз имеют 22 119 детей и 2220 взрослых. Высокая распространенность этих расстройств делает чрезвычайно актуальной задачу выявления таких детей и оказания им полноценной помощи, особый упор при этом делается на выстраивание психолого-педагогического сопровождения.

Одной из областей ключевых дефицитов человека с РАС являются трудности в развитии коммуникации, языка и речи. Нарушения развития, которые в большей степени мешают общению с другими людьми, а также пониманию окружающего мира вокруг - это особые трудности, сопровождающие РАС. Крайне сложно начать коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими выраженный дефицит коммуникации.

Одной из целей моей работы является освещение условий, которые необходимо создать для того, чтобы начать коррекционно-развивающую работу с ребенком с РАС.

С одной стороны, педагог до начала работы с ребенком должен провести большую подготовительную работу, в том числе, и оценить свои возможности. С другой стороны, для успешной организации коррекционного процесса необходима предварительная работа с родителями.

Основная работа по обучению и воспитанию детей с РАС, конечно, ложится на родителей и близких. Путь от постановки диагноза до этапа принятия ребенка таким, какой он есть, очень сложен для родителей. Принятие своего ребенка, действительно, играет важную роль. Все родители мечтают о здоровом и успешном ребенке. По мере того, как родители начинают осознавать, что их ребенок существенно отличается от нормально развивающихся детей, что его развитие идет иначе, мечты рушатся... Однако чем раньше родители поймут, что нужно действовать, а не ждать спонтанных улучшений состояния ребенка, тем раньше появится шанс жить интересной, разнообразной и насыщенной жизнью. Каждая семья проходит свой путь принятия ребенка. В основном существуют четыре этапа смены эмоциональных состояний родителей до момента принятия. В целом, они согласуются с универсальными этапами модели смены эмоциональных состояний человека при утрате, поскольку родители испытывают утрату своих планов на нормативное развитие ребенка.

Первый этап - отрицание или несогласие. Этот этап самый тяжелый и может длиться достаточно долгое время. Отрицая проблему, диагноз, родители отрицают и самого ребенка в том состоянии, в каком он находится. Родители стараются дотянуть развитие своего ребенка до уровня сверстников, но все старания по изменению своего ребенка ни к чему не приводят.

Второй этап - "Я все смогу, переделать, изменить". Этот этап проходит в постоянном поиске врачей, лекарств, специалистов..., но он достаточно быстро заканчивается, потому что заканчивается ресурс у родителей, они перестают искать, менять, переделывать.

Третий этап - "эмоциональный". На этом этапе эмоции бывают как положительными, так и отрицательными. Отрицательные появляются тогда, когда от семьи отворачиваются люди, друзья, знакомые, которые считают, что такое общение им не нужно, и исчезают из жизни семьи ребенка с РАС. На этом этапе семье нужно найти позитивный баланс: положительные эмоции начинают перекрывать отрицательные, т.к. обязательно найдутся люди, которые помогут, поддержат, поймут проблемы и заботы, просто близкие по духу и главное в этих людях - они всегда готовы помочь.

Четвертый этап - "депрессивное состояние". Этап, на котором родители осознают, что нет сил, нет желаний, нет увлечений, и голова загружена лишь проблемой о ребенке: бесконечным решением проблем его развития. Родителям становится безразлична реакция окружающих на их ребенка, и может наступить состояние, что опускаются руки. Главное на этом этапе - не замыкаться в себе, в своей проблеме, а найти ресурс, или даже хобби, которые частично помогут отвлечься, хоть и ненадолго - это необходимо для восстановления сил.

Дальше наступает самый важный, пятый этап - принятие своего особенного ребенка, с его интересами, заботами, необычной, но в то же время, насыщенной жизнью, новыми знакомыми, специалистами и друзьями. Почему так важно принятие своего ребенка таким, какой он есть? Потому что родитель способен уже делать следующие шаги для развития ребенка и сотрудничества со специалистами, строить планы для дальнейшей и долгосрочной работы. Стоит сказать, если сам родитель не настроен на результат, и его позиция остается на уровне "что будет, то будет", то вероятность эффективной помощи ребенку, опираясь лишь на помощь специалистов и педагогов, минимальна.

Помощь ребенку - это решение задач с подготовкой и организацией жизненного пути ребенка с полным продумыванием и прорабатыванием жизненных ситуаций, настрой на преодоление трудностей развития, их сглаживание. Если родители стараются и мысленно настроены на такого рода помощь, то значит, цель принятия ребенка достигнута. Это большой труд для родителей и близких - научиться не стесняться своего ребенка, пережить разочарование и боль, ведь грандиозные планы и мечты в отношении ребенка, задуманные при его рождении, фактически рухнули, и родители просто должны и обязаны найти и создать новые планы, новые мечты, новые пути для развития своего ребенка. Только вместе можно начать уже новую для всей семьи жизнь с особенным ребенком. Важным фактором для родителей является то, что детей с особенностями развития никогда нельзя сравнивать с детьми с нормой развития. Нужно реально оценивать его способности, поведение и отслеживать динамику развития самого ребенка, не сравнивая это развитие с возрастными нормами.

Специалисты по коррекции, в свою очередь, могут выстроить план для продуктивной работы, подобрать определенные методики, помочь, научить, поддержать, но родители должны понимать, что основная работа по развитию и познанию мира ребенка с РАС ложится на плечи близких людей. Все трудности, с которыми предстоит справиться, конечно, потребуют от родителей, а также близких ребенка с РАС огромного терпения, сил, ответственности, и, в итоге, родители и близкие люди примут и полюбят ребенка с особенностями в развитии таким, какой он есть.

В большинстве случаев, родители до последнего не хотят верить в диагноз, меняя врачей, различных специалистов, надеясь до последнего, что диагноз будет опровергнут, теряя при этом драгоценное время, в то время как ребенку необходимо начать оказывать квалифицированную помощь. Нужно также отметить, что при проведении коррекционных занятий родители в большинстве случаев надеются на быстрый результат и благополучное разрешение проблем, и когда родители не получают того, чего они ожидали в кратчайшие сроки, начинают менять педагогов, тем самым создавая новые преграды для развития их ребенка. В этом случае не нужно осуждать родителей в их непростой ситуации, а нужно объяснить, понять и помочь...

При различных обследованиях ребенка специалистами: как врачами, так и педагогами, психологами, не стоит скрывать особенности в развитии, поведении, проявлении агрессии, ведь только при знании всех тонкостей развития можно установить правильный и четкий диагноз, а также подобрать различные методики для коррекционной работы. Родителям нужно выполнять все виды поручений и заданий, которые предполагает коррекционная работа. Только вместе можно добиться определенных результатов!”.

Автор: Ирина Чистякова, специальный педагог- психолог (дефектолог) по профилю: “Ресурсосберегающие технологии в специальном и инклюзивном образовании”

По этой теме: #ВсеПсихоЛогично

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 353

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика