Цель - привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, предприятий, предпринимателей да и всех неравнодушных граждан к решению проблем семьи с особенными детьми, с целью оказания поддержки для этой категории сокольчан.
(Продолжение. Начало в №6 от 18.02.2022г.)
Абсолютное большинство детей с РАС плохо используют речь как средство коммуникации (или вообще ее не используют). Начальные этапы коррекционной работы с неговорящим ребенком с РАС показывают, что разработка занятий, имеет целый ряд особенностей.
Этап первый (подготовительный). Огромная ответственность возложена на педагога и сам педагог должен понимать, что совместная работа с ребенком с РАС и родителями потребует от него сил, терпения. Специалист заранее понимает, что дети с РАС разные и в развитии, и в поведении, соответственно, уровень достижений в развитии детей тоже может быть разным. Даже на первых занятиях педагог может отказаться проводить дальнейшую работу, осознав, что не справится с долгосрочными задачами коррекции. Действительно, коррекционная работа требует от педагога усилий, связанных с долгосрочными занятиями, различным подбором под каждого ребенка материалов, а также стрессоустойчивости при взаимодействии с ребенком с поведенческими нарушениями - к этому педагог должен быть заранее готов. В противном случае, возникшее отношение педагога с ребенком с РАС и сотрудничество на каком-либо этапе работы будет нарушено, и это нанесет психологическую травму ребенку и его родителям.
Педагог должен оценить свои возможности: коррекционная работа с ребенком с РАС потребует не только профессиональных умений, знаний, но и огромный расход как физической так и психологической энергии. Важно проявлять терпение, подключать интуицию, проявлять любовь и заботу о ребенке, ускользающем от взаимодействия, постараться быть с ним другом, предвидя наперед его поведение и реакцию на задание или предоставленный материал. Работа с такими детьми необычна, а значит, педагогический опыт работы специалиста требует большой гибкости в его применении. Работа специалистов с невербальными детьми предполагает использование визуального расписания и таймера для наглядного представления времени как для занятий, так и для отдыха. Применение этих приемов облегчает работу педагога. Дети с РАС очень быстро принимают условия занятий и легче встраиваются в режим дня, становятся менее беспокойными, поскольку события для них становятся более предсказуемыми и понятными.
Второй этап - это работа, связанная с налаживанием контакта с ребенком. Не надо жестко настраиваться и настаивать на той работе, которую педагог запланировал заранее. Нужно быть более чувствительными к желаниям ребенка, постепенно изучая каждую реакцию на предлагаемые задания. Постепенно будет понятно, что часто дети с РАС сами предлагают форму возможного взаимодействия, которая в этот момент для него наиболее комфортна, особенно на начальных этапах занятий. Первоначально необходимо подстраиваться под активность ребенка, но постепенно переводя ее в ход своей игры и занятий. Следует заметить, что поведение ребенка во время одного и того же занятия или игры может быть разным, иногда непонятным и даже агрессивным. Мало того, один и тот же ребенок в одинаковой ситуации в разное время может повести себя по-разному - это одна из особенностей детей с РАС. Эта особенность потребует от педагога (психолога, дефектолога) индивидуального подхода. Однако во всех случаях следует сохранять эмоциональное равновесие по отношению к эмоциям ребенка с РАС, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему с его эмоциональным состоянием, создать такие условия, которые будут положительно влиять на ребенка. Любое занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности, и всё, что происходит на коррекционном занятии, педагог проговаривает: все действия и ситуации, игры.
Готовясь к диагностико-коррекционным занятиям, необходимо выяснить у родителей то, что ребенок с РАС любит или не любит, ест или не ест, все тонкости его личности с обязательным выяснением специфики поведения. Это очень важно для начальной работы с ребенком. Например, можно остановиться на любимых мультфильмах (герои, фразы из мультфильмов, песенки), на основе которых можно выстраивать работу и общение с ребенком в виде игр и развивающих занятий, подготовить пособия, которые интересны ребенку. Нужно также выяснить, что он хорошо умеет, и что приносит ему положительные эмоции (раскрашивать, собирать бусы, мозаику, кубики, пазлы, прыжки на гимнастическом мяче) - это будет хорошим началом для занятий, или поощрением в конце занятия. Для проведения первого занятия и начала общения с ребенком с РАС педагог должен иметь целый набор материалов для занятий по темам, которые его интересуют, соответственно, дает ему задания, которые он умеет и любит выполнять, желательно, в двух вариантах, чтобы ребенок выбрал сам. Дети с РАС обычно быстро привыкают к ритуалам занятий, их последовательности, расписанию, поощрениям и самой обстановке кабинета. Первое общение и занятия можно и нужно начинать проводить с 20-ти минут и постепенно увеличивать время. В конце занятий ребенок получает поощрения или награды, соответствующие его интересам (покачаться в гамаке, собрать пазлы, поиграть в планшет и другое). На следующих занятиях постепенно начинаем применять новые виды работ и заданий, при которых ребенок будет испытывать лишь небольшие затруднения (которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка) и, конечно, после их окончания ребенок получает награду за старания и умения.
Поощрения нужно применять и между занятиями, все происходящее проговаривать, чтобы ребенок понимал, что после правильного и четкого выполнения он получает вознаграждение, которое он может выбрать сам из предложенного педагогом. Во время занятий обязательно необходимо предоставлять выбор для ребенка в виде выбора цвета (фломастера, красок, кубиков). При длительных занятиях необходимо использовать пятиминутки отдыха. Все это помогает положительно выстроить работу по развитию коммуникации ребенка с педагогами и его окружением.
Очень важно понимать, что дети с РАС все разные по уровню и особенностям психического развития. Родители и близкие должны понимать, что от их решения по принятию ребенка с РАС зависит, как скоро будет выбран правильный путь развития ребенка. Для продуктивной работы с детьми с РАС педагогу нужно также проделать сложную подготовительную работу и гибко подбирать различные формы коммуникации, разрабатывать индивидуальные маршруты, которые подходят конкретному ребенку с РАС для познания окружающего мира и коррекции нарушенного развития.