Поэтому создание безбарьерной среды – одна из базовых целей социальной политики нашего государства.
Поддержка детей-инвалидов, а также детей с ограниченными возможностями здоровья - одно из серьёзных направлений работы как на уровне страны, региона, так и в муниципалитете. На создание комфортной среды для этой категории детей выделяются немалые объёмы денежных средств.
Особое внимание уделяется созданию безбарьерного доступа в учреждения системы образования. Ещё не так давно маломобильным детям было очень сложным заниматься в секциях, кружках, да что скрывать, даже в здание школы на инвалидной коляске не представлялось возможным попасть. Но благодаря государственной программе “Доступная среда”, у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, появился шанс посещать образовательные учреждения. На сегодняшний день во всех школах, детских садах установлены пандусы, позволяющие беспрепятственно заходить в здание и выходить из него.
За прошедшие годы и учреждения дополнительного образования активно включились в программу. Основные изменения для создания особой среды в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Дом детского творчества видны даже невооруженным взглядом. Сразу видна системная и качественная работа опытного руководителя.
Во-первых, входная группа оборудована перилами и кнопками вызова дежурных педагогов для оказания необходимой помощи. Для передвижения инвалидов установлен пандус, дверной проём настолько широк, что позволяет беспрепятственно проехать на коляске. Это помогает данной категории ребят чувствовать себя уверенно и безопасно.
Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения на двери главного входа есть специальная кнопка вызова персонала, также присутствует тактильная табличка. Внутри установлены особые тактильные указатели для ориентации, световые маячки, которые помогут данным обучающимся свободно передвигаться по учреждению. Для слабослышащих детей приобретён специальный звукопреобразующий аппарат.
В-третьих, в целях освоения адаптированных программ дополнительного образования кабинеты оснащены современным оборудованием и специальной мебелью с возможностью регулирования по высоте, что помогает усовершенствовать процесс обучения. Все ребята с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать занятие по душе. Для них есть возможность заниматься в кружках технической и художественной направленности. Это и робототехника, и гончарное дело, и керамика, и даже рисование песком! Так называемая "песочная анимация" представляет собой создание мультипликационных сюжетов. Это направление пользуется большой популярностью в последние годы, так как является замечательным способом эмоциональной терапии, которую рекомендуют детские психологи.
В-четвертых, нельзя не согласиться, что для детишек с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии, в том числе и занятия робототехникой, которая напрямую связана с программированием – это настоящее “окно” во внешний мир, благодаря которому они смогут реализовать свой потенциал, принимать участие в соревнованиях различных уровней и стать в будущем настоящими профессионалами.
В-пятых, для реабилитации детей создана мультисенсорная зона с воздушно-пузырьковой панелью и фиброоптическим покрытием "Млечный путь", которые способствуют ещё и развитию внимания. В сенсорной зоне есть и специальные игры, мозаики, кубики. Во время перерывов между занятиями ребята могут здесь успокоиться, расслабиться и восстановить силы.
В-шестых, в учреждении созданы необходимые условия для соблюдения личной гигиены. Санузел адаптирован для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Дверной проём расширен, чтобы можно было легко проехать на коляске, а всё оборудование внутри отвечает требованиям, необходимым для комфортного самообслуживания.
"За последние два года познавательная активность детей с ограниченными возможностями здоровья заметно увеличилась, - говорит директор Дома детского творчества Лариса Грузинцева. - В целях реализации государственной программы "Доступная среда" в учреждение было приобретено интерактивное оборудование, которое дало нам возможность осуществлять более многоплановую образовательную и воспитательную деятельности. Также в настоящее время три педагога дополнительного образования прошли курсы повышения квалификации. Тем самым они усовершенствовали свои профессиональные компетенции при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В помощь педагогам приобретена и специальная методическая литература".
Конечно, для полноценной жизни маломобильных детей требуется ещё значительно изменить современную инфраструктуру. Однако благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер поддержки, постепенно создается безбарьерная доступная среда для детей-инвалидов. И очень радует тот факт, что значительное внимание уделяется реконструкции и переоборудованию образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья осуществлять беспрепятственный доступ и обучаться вместе со своими сверстниками.