Со 2 августа по 14 декабря 2022 года в Русском музее фотографии (Нижний Новгород, ул. Пискунова, 9а) работает выставка "Анаглифные фотографии по истории Нижегородской ярмарки конца XIX-начала ХХ вв." (0+).
Здесь представлены экспонаты из фондов Русского музея фотографии и собрания Фонда сохранения наследия имени Сергея Васильевича Челнокова. Об этом сообщили в региональном министерстве культуры. Кроме того, в рамках выставки будет демонстрироваться стереофильм Дмитрия Новикова "Нижегородская ярмарка".
"На выставке можно увидеть экспонаты, которые не были изначально стереофотографиями. Они были преобразованы в анаглифы позднее, что позволяет посмотреть на них уже с другой точки зрения и с необычной глубиной", - отметила заместитель директора Русского музея фотографии Ольга Вершинина.
Стереофотография, для создания которой использовалась фотокамера с двойным объективом, открывает зрителю ни с чем не сравнимое трехмерное пространство, завораживающе объемные картины природы, архитектурные виды, уличные сцены, портреты. Разновидностью стереофотографии является анаглиф. Представленные на выставке стерео- и двухмерные изображения разных авторов были переведены в анаглифы уже в наши дни. Все они были сделаны на Ярмарке и в других местах Нижнего Новгорода на рубеже XIX-ХХ веков. Стереофотография была настолько популярна в то время, что наборы стереопар выпускались миллионными тиражами, а многие фотографы и издательства специализировались именно на этом виде съемки. Многочисленные снимки фирмы отражают живой многонациональный характер ярмарки: это виды улиц и плашкоутного моста; лавки, торгующие коврами, антиквариатом, чаем; ярмарочные завсегдатаи.
Особенностью авторской стереофотографии в России был ее преимущественно любительский характер. Обширный стереоархив Сергея Васильевича Челнокова (1861-1924) включает снимки, сделанные в разных странах и городах России, в том числе на Нижегородской ярмарке. Фотографии другого любителя, нижегородца Дмитрия Николаевича Смирнова (1891-1980), были сделаны во время весеннего половодья и показывают ярмарку, погруженную в межсезонную тишину и безлюдье.
Экспозиция дополнена работами Андрея Осиповича Карелина (1837–1906) и Максима Петровича Дмитриева (1858–1948), никогда не использовавших стереокамеру. Тем сильнее оказывается впечатление от преобразованных в анаглифы видов Нижнего Новгорода, которые дают возможность по-новому взглянуть на привычные места, ощутить иллюзию присутствия в прошлом.
Справка:
Анаглифный метод представления и просмотра стереоскопических изображений был изобретён очень давно. Принцип метода прост - разделение спектра цвета на две части, одна часть отдаётся для левого ракурса, а другая - для правого.