На одной из них – "Между землей и небом" – представлено более 60 графических произведений Франсиско Гойи, Василия Чекрыгина, Эдуарда Штейнберга из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина и коллекции Галины Маневич. Это новая версия проекта, завершившегося в Пушкинском музее месяц назад. Архитектурное и художественное решение экспозиции разработано специально для выставочного пространства Арсенала известными российскими художниками Галиной Мызниковой и Сергеем Проворовым (группа "Провмыза", Нижний Новгород).
Выставку открывают произведения Эдуарда Штейнберга (1937–2012), который выработал уникальный стиль, соединив пластику авангарда и философию символизма. Важное место в экспозиции занимает "Деревенский цикл" – портреты жителей деревни Погорелка (Нижегородская область, Ветлужский район), где жил художник.
Второй раздел выставки посвящен русскому художнику Василию Чекрыгину (1897–1922). В своих поисках Чекрыгину удалось подняться от глубокого отчаяния до светлой идеи всеобщего воскрешения, которой он вдохновился благодаря учению философа-утописта Николая Федорова. Художественный язык Чекрыгина отличается лаконизмом и использованием минимума выразительных средств. В экспозиции представлены рисунки углем, который был излюбленным материалом художника, в том числе композиции из программного цикла "Воскрешение мертвых".
В третьем разделе представлены 15 офортов Франсиско Гойи (1746–1828) из цикла "Диспаратес" ("Нелепицы"), созданных в поздний период жизни художника. В работах ощутимы потеря веры в разумность бытия и трагическая растерянность, но в то же время чувствуется противостояние темным и иррациональным силам.
В экспозиции "Ирина Затуловская. Бегство в Египет" работы современной художницы представлены вместе с произведениями древнеегипетского искусства из коллекции Пушкинского музея.
Эта выставка продолжает традицию экспозиций-диалогов современных художников с мастерами прошлого. Предметы из древнеегипетской коллекции музея (фигурки ушебти – ритуальные статуэтки, которые помещали в гробницу при захоронении, ящички для них, каменный жертвенник, фрагменты сосудов и тканей, масок саркофагов) и работы Ирины Затуловской вступают во взаимодействие по форме, подобию, смыслу.
Метафора в названии выставки – "Бегство в Египет" – отражает желание художницы уйти от суеты повседневного существования и обратиться к вечным темам. Особую роль в экспозиции играет световое оборудование: оно не просто освещает экспонаты, но и выступает в качестве одухотворяющего начала.
Обе выставки будут открыты для посещения до 13 ноября 2022 года.
Справка:
Первый фестиваль графики на "Музейной набережной" в Нижнем Новгороде проходит с 10 августа по 13 ноября 2022 года. Фестиваль при поддержке министерства культуры Нижегородской области проводят Нижегородский государственный художественный музей и Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсенал).
В рамках фестиваля, помимо выставок графики в НГХМ и Арсенале, проходят кураторские экскурсии, лекции, музыкальные и семейные мероприятия. В конце сентября начнутся занятия в Школе современной графики для молодых художников под руководством Евгения Стрелкова.
Подробнее о программе фестиваля – на сайтах artmuseumnn.ru и arsenal-museum.art.