С той поры остаются самые яркие впечатления, приятные воспоминания и крепкие дружеские связи.
О себе, своей работе и о том, чем живут современные студенты, рассказала советник директора по воспитательной работе Сокольского техникума индустрии сервиса и предпринимательства Татьяна Бакшаева. И символично, что имя нашей
собеседницы – Татьяна. Ведь наш разговор состоялся в канун Дня российского студенчества, в народе его называют Татьянин день.
Татьяна Бакшаева стала для студентов СТИСП и другом, и педагогом, и наставником во всем, начиная от театральных постановок и заканчивая получением грантов.
- Татьяна Евгеньевна, почему вы выбрали именно профессию педагога?
- Это не я ее выбрала, это профессия выбрала меня, шутит Татьяна. Я приехала в Сокольское после окончания Нижегородского архитектурно-строительного университета (гуманитарно-художественного института) факультета "Культурология". Ехала работать в районный Дом культуры. Но так получилось, что там не оказалось свободной вакансии. А так как я приехала по программе поддержки молодых специалистов и получила жилье и даже автомобиль, мне и моему мужу предложили работу в профессиональном училище, так я стала педагогом-организатором. А потом я уже не захотела менять эту работу ни на какую другую. Училище со временем преобразовалось в техникум. А я с недавних пор стала работать методистом и советником директора по воспитанию.
- Эта должность в учреждениях СПО совершенно новая, она была введена буквально с 2023 года. Расскажите, чем занимается советник по воспитанию в СТИСП?
- Тем, кто только слышал про советника по воспитанию, сложно понять, чем его обязанности отличаются от задач завуча по воспитательной работе или педагога-организатора. Но на практике разница существенная. Советник по воспитанию — должность организационная и консультационная. Я с лёгкостью совмещаю свои прежние обязанности с функционалом советника. Для меня советник по воспитанию – это возможность создания профессионального педагогического сообщества, общение с заинтересованными педагогами, готовыми прийти на помощь в любое время и помогать не только словом, но и делом. Я придумываю мероприятия в рамках федеральной повестки, занимаюсь содержанием воспитательной работы, отбираю конкурсы и проекты, в которых наши студенты могут принять участие. Самостоятельно или вместе с другими педагогами и студенческим советом придумываем мероприятия к различным событиям и праздникам - это и памятные даты, которые отмечают во всех учебных заведениях страны и студенческие веселые праздники. Для них есть готовые сценарии, но в рамках общей концепции мы стараемся разработать свой, оригинальный. Кроме того, я узнаю у ребят, какие идеи они хотели бы воплотить, стараюсь их поддержать и донести до руководства. Это поддержка для каждого учащегося, умение дать понять, что они важны, что их слышат, а их идеи всегда готовы воплотить в жизнь. Стараюсь развивать и поддерживать их самостоятельность и инициативность. И, конечно, важным фактором является привлечение студентов в общественные организации, в частности "Движение первых".
- Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, занимающий эту должность?
- Считаю важными качествами человека на этой должности инициативность, ответственность, любовь к детям и желание развивать в них добрые побуждения: помощь людям, животным, сочувствие и внимание к близким. Работа советника главным образом нацелена на работу с детьми, на живое общение с ними. Советник раскрашивает своей работой студенческие будни, делая их яркими и интересными, заряжает своей энергией детей и педагогов вокруг себя. Советник — тот самый человек, который регулирует движение от взрослого к современной молодежи. Нужно быть на одной волне с молодежью, чувствовать и разделять их интересы. Быть наблюдательным, деликатным и конечно использовать индивидуальный подход. А еще способность работать в условиях многозадачности. Стать для детей и подростков проводником в мир возможностей — главная задача советника, ведь колледжи и техникумы — это не только успеваемость, но и развитие талантов и личности. Поэтому, если вы полны сил и желания делать мир лучше, готовы слушать и слышать своих воспитанников - эта работа для вас!
- Какая нагрузка у советника по воспитанию?
- Ежедневная работа с 8 до 17, а если нужно – и дольше. Если у педагогов-предметников бывают так называемые "окна" в работе, у меня их практически нет. А когда идет подготовка к мероприятиям нам 24 часов в сутках обычно не хватает.
- Кто-то вам помогает в работе?
- Конечно. У нас замечательный педагогический коллектив. По мере необходимости помогают все, к кому обратишься. А вообще-то у нас создан штаб по воспитательной работе. В него входят директор, заместитель директора по воспитательной работе, советник и социальный педагог. Конечно, помогают и ребята из студенческого совета, но не только. Однако функции советника и органа студенческого самоуправления – студсовета несколько разные. Студсовет призван генерировать идеи и воплощать их, его участники получают бесценный опыт "прокачки" организационных навыков, личностный рост, мотивацию для творчества и спортивных достижений. А советник нужен, чтобы умело направлять энергию молодежи в нужное русло, помогать в решении тех или иных вопросов. Кроме того мы стараемся привлечь не только активистов, а как можно больше студентов к активному участию в жизни учебного заведения.
- Поскольку это новая должность, вы как-то учитесь, повышаете квалификацию?
- Обязательно. На мой взгляд, у данной должности большие перспективы развития. Мы постоянно учимся и узнаём много нового, интересного и полезного. Я очень люблю свою работу и хочу дальше развиваться в этом направлении. Чтобы научить, нужно самим уметь, время движется вперед, поэтому и педагогам приходится учиться новому. Например, я совсем недавно побывала на курсах повышения квалификации в Санкт-Петербурге в составе 50 человек делегации из Нижегородской области. Всего на мероприятии присутствовало более 300 советников по воспитанию из различных регионов страны. Здесь мы слушали лекции, делились опытом работы с коллегами. В завершении обучения защищали проекты про организации тематического воспитательного пространства.
- Есть ли у вас личный идеал педагога?
- Конечно. Это в первую очередь моя первая учительница - Любовь Павловна Бабич. Глядя на нее, я в детстве хотела преподавать в начальных классах. Сейчас она уже на заслуженном отдыхе, но я уверена, что многие ее ученики вспоминают ее, как и я только добрыми словами. А если говорить о моих сегодняшних коллегах из техникума - это коллектив, который стал для меня второй семьёй. В нём чувствуется поддержка и взаимопонимание. В любой трудный момент к коллегам можно обратиться за помощью, всегда помогут, дадут нужные советы. Но среди всех мне очень хочется отметить Зуеву Маргариту Ивановну. Это педагог, который помимо успеваемости, думает и о личности студентов. Она видит их успехи, знает их проблемы. И всегда деликатно, грамотно, тактично умеет помочь. Это педагог, который постоянно растёт, самосовершенствуется и учится новым приёмам, методам и технологиям. Это наставник – мудрый, добрый, уверенный в уникальности и таланте своих подопечных, открывающий двери к достижению новых высот и важных целей.
- В плотном графике работы остается ли у вас хоть немного времени на собственные увлечения?
- Времени действительно очень мало. Семья, маленькие дети, нужно делать уроки. Но все же нахожу время на занятия фитнесом. Хожу на секцию. Тренировки на базе средней школы проводит Дмитрий Николаевич Плетов. Участвую в соревнованиях по дартс. Два года вела кружок правополушарного рисования. И сейчас есть желающие, но времени не остается.
- Как вы собираетесь отмечать День студента?
- У нас уже сложилась традиция. В день студента на территории техникума проводится День здоровья. Это командные соревнования. В этом году к нам должны приехать гости, старшеклассники из Сокольской средней школы. Ребята примут непосредственное участие в соревнованиях, для них будет проведена и профориентационная экскурсия по СТИСП. К этому дню приурочен и фотоконкурс среди наших студентов.
- О чем вы мечтаете в плане развития своей профессии?
- Мечтаю постигать новые высоты в своей специальности, поднимая уровень профессионализма и открывая что-то новое день ото дня. Хотелось бы, чтобы было больше возможностей заниматься творчеством, и поменьше бумаг для отчетности. А еще, чтобы в Сокольском поскорее открылся Молодежный центр для совместной работы. Чтобы у молодежи было место притяжения, где можно с пользой и интересно проводить свой досуг, а не только в стенах техникума.
- Ну а в личном плане, если не секрет, какие мечты?
- Все самое главное у меня есть: семья, дети, жилье. Поэтому мечтаю о том, чтобы все были здоровы, жили в мире и согласии. И, конечно, чтобы у меня и моей семьи была возможность в отпуске больше путешествовать.
- Татьяна Евгеньевна, спасибо за интересную беседу. Пусть ваши мечты исполнятся, а задуманные проекты воплотятся в жизнь и да поможет Вам в этом святая Татьяна, покровительница студенчества.