Версия для слабовидящих |
0+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Кемского района Республики Карелии

186610,Республика Карелия, Кемский район, г. Кемь, Пролетарский проспект, 34
телефон: +7 (81458) 7-28-37
e-mail: redsb@onego.ru, redsovbel@yandex.ru

Поморы трудностей не боятся!

На далеком севере, где короткое, холодное лето сменяется долгой морозной зимой, в нескольких километрах от открытого Белого моря в устье реки Гридинки, уютно расположилось старинное поморское село Гридино.

Здесь в 1938 году в семействе Самуила Селиверстовича и Анны Власьевны Мехниных родился сын с необычным и красивым именем Калина. Он был пятым ребенком в большой и дружной семье Мехниных. В то время это имя было довольно распространено в Поморье. Так, два Калины проживали в селе Гридино и трое – в соседней Калгалакше. Имя это полностью оправдывало складывающийся характер смелого и бойкого мальчишки. "Добрый победитель" – именно так оно переводится с древнегреческого языка.

Самуил Селиверстович родом из села Гридино, в жены взял девушку с Терского берега, тоже поморку. Семьи в то время были большие, так у Мехниных помимо Калины было еще шестеро детей – трое мальчишек и три девчонки. Чтобы прокормить себя и семью, трудиться приходилось им как пчелкам. "Море – наше поле", говорят поморы, и слова их справедливы. Основным их занятием был рыбный промысел. Тогда ведь были только весельные лодки, на которых мужчины ходили на Баренц ловить рыбу. Нагрузившись тюками и ящиками, двое человек на еле отправлялись в море. При ветре поднимали парус, а если штиль, елой управляли с помощью весел.

Когда началась Великая Отечественная война, маленькому Калине было всего три года. Отца забрали на фронт, но его вскоре вернули обратно в деревню по состоянию здоровья. В 1942 году отца не стало. Старший сын Гаврила, которому едва исполнилось 16 лет, добровольцем ушел на фронт. Защищая Родину, он оказался раненым в одном из боев и пролежал полгода в госпитале, после которого его отправили на войну с Японией. Домой Гаврила вернулся только в 1947 году. Анне Власьевне пришлось одной поднимать шестерых детей. Женщины тогда трудились наравне с мужчинами, управляли весельными лодками, собирали ламинарию, анфельцию, очищали их от ракушек и высушивали. Это приносило доход.

После войны деревня опустела, многие не вернулись с фронта. В деревне основной рабочей силой оставались только старики, женщины да дети. Деревенские ребятишки с 5-7 лет становились помощниками старшему поколению. Многих детей забирали в детский дом. Анна Власьевна приложила все усилия, чтобы детишек оставили при ней. Она как могла, старалась прокормить их, но в суровом климате без помощи подраставших сыновей ей было не выжить. Дети, кто был постарше, направились работать в наживочную команду, ловили неводами мойву, а младшие служили зуйками от школы до школы. Зуйки нанизывали на крючки рыбу, раскладывали ее по ящикам. Когда Калине исполнилось 10 лет, он пошел зуйком в Баренцево море, успевая при этом учиться в семилетней сельской школе. С обувью после войны было тяжело, три человека могли носить одни ботинки, потому зачастую приходилось ходить босиком. Рыбачили в Мурманске, а с Мурманска шли по побережью на восток, где располагались становища или продолики, как их еще называли поморы. Наиболее крупными из них были Териберка и Гаврилова. В них в летнее время сосредотачивались более половины судов, занимавшихся промыслом у Мурманского берега. Ловили в основном треску на крючки. В море выходили при любой погоде, есть шторм или нет, а выходить все равно надо было. Первый год Калина сидел на тонях, расположенных на расстоянии 12-15 км, карбаса в то время были большие. По 1,5 тонны ловили пинагора, что порой даже сил не хватало, чтобы поднять выловленную рыбу. Второй год зуйком он находился уже на другом берегу, где ловил семгу.

Время шло. Два года отслужив зуйком, устроился на погонщиком оленей. Зимой, как дороги заметет в деревне, олени были единственным средством передвижения. Снег окутывал толстым и глубоким слоем все побережье и тянулся однообразной белой полосой на сотни верст. Непроходимые дороги вынуждали поморов держать стада оленей всю осень, зиму.

Первый олень всегда правил дорогу. Ямщик уже знал, что в сторону он не свернет. Роста Калина был небольшого, и со стороны казалось, что олени сами по себе идут, а ямщика и не видно. Беда, если в дороге застигнет их снежная метель — хивуса! Снег носится вихрем с одного места на другое, сбивая с ног собак и грозя совершенно засыпать весь обоз. Озябшие, посиневшие от холода путники перевертывали тогда санки и ложились под них, ожидая конца вьюги. Нередко случалось, что метель затягивалась, и усталые люди засыпали под санками и больше уже не вставали; и над ними метель навевала большой могильник. На санях везли груз, прессованные кипы ламинарии по 50-60 кг. На олениху грузили 2 штуки, на самца – 3, а сам ямщик шел за ними пешком. Свозили ламинарию на специальный большой склад, срубленный из бревен, там ее и сушили. Пароходы приходили с Архангельска и вывозили ламинарию. На оленях возили также и почту из Ундуксы до Калгалакши, шли пешком по 18 км. Оленей держали до весны, а потом отпускали на волю. Осенью вылавливали снова и заводили за специальное ограждение.

С наступлением весны в поморской деревеньке во всех небогатых, почерневших избах промысловое население оживленно готовилось в далекий, трудный путь на Мурман за треской. Запасались одеждой, котелками, солью и сушеной рыбой и все это укладывали в кережки – санки, сколоченные из сосновых дранок наподобие небольшой лодочки.

Когда Калине исполнилось 19 лет, он стал служить матросом на малом рыболовном тральщике "Пряжа". Много раз попадал в шторм и однажды чуть не погиб в Баренцевом море. Кругом – Северный Ледовитый океан, бежать некуда. Но все обошлось. Будучи помором, Калина закалял свой характер и не боялся ничего, постепенно привыкая к любым сюрпризам погоды. Он отважно пускался за добычей в неизвестные ему места, ни трудности пути, ни бури, ни холода не устрашали и не останавливали его.

В 1957 году колхоз получил рыболовецкий тральщик, а идти в море на нем было некому, не было в деревне тогда людей, кто бы мог умело управлять огромным рыболовецким судном. Так Калина и стал еще перед армией целый год на тральщике рыбачить. Заработок был маленький, едва хватало на жизнь.

Молодой призывник хотел попасть именно в морской флот, но судьба распорядилась так, что его призвали в артиллерийские войска и три года службы вычислителем артиллерийского метеорологического взвода в Луге Ленинградской области не прошли для бойца впустую. В армии Калина научился основным азам метеорологической науки, обучился надувать зонды водородом.

Отслужив исправно, молодой человек окончил службу в звании сержанта и вернулся обратно в село. Погостив немного у матери, решил уехать в Кемь искать работу. Попытался устроиться в локомотивное депо, но с семилетним образованием туда не брали, требовалось среднее. Тогда Калина решил устроиться метеорологом на метеостанцию, располагавшуюся тогда на Вегеракше. Начальник метеостанции встретил молодого паренька радушно, но сказал, что с удовольствием взял бы его, но большого оклада не пообещал. Так оклад молодого специалиста на то время составлял около 70 рублей. Это были маленькие деньги. Подумав, Калина устроился на работу помощником экскаваторщика в "ОНДАГЭССТРОЙ". Около года, отработав в этой организации, он устроился кондуктором в кондукторский резерв по станции Кемь Октябрьской железной дороги. Сопровождая поезда, он проработал кондуктором 6 лет. Через некоторое время в локомотивном депо организовали новое производство. У Калины там работал слесарем его знакомый, сослуживец, который и уговорил его поработать учеником слесаря в тепловозном депо ТЧ-26, а в мае 1967 г. стал уже слесарем тепловоза. Вскоре ему предложили окончить школу машинистов и попробовать себя в работе помощника машиниста. В то время поездов ходило много и людей не хватало. К тому же в то время школа помощников машинистов открылась еще и при депо, но по желанию Калины Самуиловича его отправили в Ленинград на курсы. В 1968 году он приступил к работе помощником машиниста. В 1974 году окончил уже курсы машинистов и стал машинистом тепловоза. Однажды его спросили, не страшно ли ему водить поезда, на что Калина ответил, что бояться ему нечего, ведь труднее всего было в море, да и к тому же он ловко управлялся с оленями, что управлять поездами легче легкого! Будучи требовательным работником, Калина Самуилович любил порядок во всем и трудностей никогда не боялся. Будучи человеком веселым, он умел виртуозно играть на гармони, научившись этому умению от старшего брата Гаврилы.

На работе познакомился со своей супругой Валентиной Григорьевной Косаревой. Калине приглянулась красивая девушка Валентина, она работала дежурной по станции в Заливах и, как и сотни других пассажиров ездила ежедневно на работу. Когда Калина знакомился с девушкой, представившись Николаем. Пригласил ее на танцы в Кемь. Не договариваясь о встрече, Валентина приехала с сестрой на один из танцевальных вечеров, где они снова встретились. В 1963 году молодые сыграли свадьбу, а через год родился первенец Анатолий, в 1977 году – дочь Светлана.

Более 40 лет Калина Самуилович отработал на железной дороге и вышел на пенсию в 1993 году. Был награжден медалью "Ветеран труда".

Супруги вырастили и воспитали двоих детей, у них есть четверо внучек и три правнучки. В этом году семья Мехниных отметит 55-летний юбилей счастливого брака.

Несмотря на весьма почтенный возраст, 80 лет, Калина Самуилович полон бодрости и не теряет чувства юмора, а еще с удовольствием расскажет замысловатые поморские поговорки и процитирует отрывки известных художественных произведений. Нет сомнения в том, что дети и внуки К.С. Мехнина гордятся своим отцом и дедом, большим тружеником с малых лет.

Автор: О. Каверина

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 730

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика