Версия для слабовидящих |
0+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Кемского района Республики Карелии

186610,Республика Карелия, Кемский район, г. Кемь, Пролетарский проспект, 34
телефон: +7 (81458) 7-28-37
e-mail: redsb@onego.ru, redsovbel@yandex.ru

Поморские звездочки

Карман-лакомник, варежки из собачьей шерсти, обереговые куклы и их предки, о чем молчит черный бисер.

Это лишь некоторые темы исследований, с которыми выступили школьники из Кемского и Беломорского районов на межрайонном семейном конкурсе исследовательских работ "Я помор?!" А состоялся он в среду 5 декабря на базе Детской школы искусств. Этот конкурс музей "Поморье" организует уже несколько лет, с целью укрепления единства поморского народа через сохранение и распространение культурного наследия, развития у молодежи интереса к традиционной культуре, историческому и духовному наследию поморского народа.

Юные исследователи представили на суд Экспертного Совета свои исследования: совершенно разные, но весьма интересные. Для одних из ребят этот конкурс был очередным этапом в их уже многолетней исследовательской работе, а для кого-то стал первым испытанием – волнующим, но, безусловно, важным и очень значимым.

Конкурсанты рассказывали и показывали, демонстрировали образцы и результаты исследований, представляли документы, на которых были основаны их исследования. Темы были разные, но каждая из них имела свою доказательную базу, так что усомниться в научности представленных работ не было причин.

Давняя участница конкурса Юлия Кожемякина, учащаяся школы №2, в этот раз решила поделиться своим исследованием о строении русской избы. За основу Юля взяла свой родовой дом, расположенный в селе Гридино. Девушка рассказала об удивительном мире русской избы, сделанном руками человека, о роли русской печи, а также какое значение имело полнолуние в период подготовки к строительству дома. Любимым местом для строительства русских изб был берег реки или озера. Дом строился основательно, "на века", место для него подбиралось достаточно высокое, сухое, защищенное от холодных ветров – на высоком холме. Благополучным местом для строительства  избы считалось место, на которое ложиться отдыхать рогатый скот. Ведь коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила, ведь корова часто была кормилицей семьи. Выбирая место для строительства дома, мужчины ставили эксперимент. Женщины в нем никогда не участвовали. Брали овечью шерсть. Ее помещали в глиняный горшок и оставляли на ночь на месте будущего дома. Результат считался положительным, если к утру шерсть отсыреет. Значит, дом будет богатым. Не рекомендовалось строить дом на дороге или на перекрестке. Ведь дом – воплощение спокойствия, постоянства, стабильности, а не постоянных изменений как дорога. В качестве примера, Юлия подготовила макет внутреннего убранства своего родового дома, расположенного в селе Гридино.

След своей семьи в исследовании поморского берега оставила и Алина Москаева из школы №1. Алина учится в 4 классе и интересуется генеалогией. Свое исследование "От Калгачихи до Гридино" она посвятила традиционной культуре поморов на примере семей Мехниных и Костиных – своих родственников. Дедушки и бабушки Алины были родом из этих деревень. Год назад побывав в селе Гридино, Алина решила заняться изучением быта и культуры поморов. Почему быть помором в то время было почетно, почему калган называли рибушниками, что такое шермуги и фалик – пожалуй, нет таких вопросов, ответы на которые не знала бы Алина. Поддержать внучку на конкурсе пришла ее бабушка Алевтина Николаевна Костина, которая прочитала свое стихотворение о родном селе Гридино.

А вот Анна Ананьина из Рабочеостровской школы уже несколько лет занимается изучением символики орнаментов женских повойников. Девушка уже досконально изучила технологию изготовления этого женского головного убора, различные виды традиционной поморской вышивки. Теперь же в своем исследовании Анна решила рассмотреть вышивку поморских женских повойников с точки зрения фрактального психоанализа. Углубившись в изучение этой науки, девушка пришла к выводу, что на различные растительные композиции орнаментов изделий, выполненных шитьем вприкреп (техника вышивки, когда декоративную нить прикрепляют стежками, выполненными более тонкой нитью), влияли внешние факторы. Им то и были подвержены вышивальщицы, и то, каким будет орнамент изделия, будут ли хаотичными или спокойными линии, подсказывало их воображение.

Мастерица кукол Анна Нифакина, учащаяся школы №3, посвятила свое исследование истории изготовления обереговых кукол, и кто были их предки. Это занятие Аня переняла от своей бабушки Надежды Максимовны Нифакиной, которая увлекается с детства обереговыми куклами и является организатором творческого клуба "Василисы". С детства у каждой деревенской девочки были тряпичные куклы, которые до пятилетнего возраста им шили мамы или бабушки. Куклы могли быть как обереговыми, так и игровыми, обрядовыми. Шить куклы иглой было нельзя, только скручивая ткани вручную. Дорожная кукла, куклы-неразлучники, архангельская кукла Дареха, вепсские куклы, куклы зернушки – все эти куклы есть в коллекции семейства Нифакиных. Первым самостоятельно изготовленным изделием и гордостью Алины является очаровательная кукла – оберег под названием "колокольчик", которая теперь охраняет дом от неприятностей и бед.

Не менее интересными были и исследовательские работы наших соседей – беломорчан. Учащийся 5 класса Тимур Тараканов провел серьезное исследование под названием "Мост в будущее". Тимур пришел к выводу, что мост – единственная магистраль, связывающая острова Беломорска, а близость набережной и гостиниц идеально подходит для развития туристической отрасли на территории района. Исследовав 17 городских мостов и определив место, где будут располагаться будущие сооружения, Тимур создал несколько своих архитекторских проектов моделей мостов, макеты которых и представил на конкурсе.

"О чем молчал черный бисер?" – так называется работа Анастасии Кочуриной, учащейся 9 класса одной из беломорских школ. Настя начала свой исследовательский проект в 7 классе, когда начала шить женский поморский передник. Девушка решила заняться исследованием истории этого элемента женской одежды. Она подняла вопрос об истории оформления праздничного поморского передника, изучила вышивку черным бисером по поморскому образцу. За основу она взяла старинный передник, расшитый бисером, из села Вирма. История этого передника тесно связана с семейством Богдановых, когда-то проживавших в этом селе. Передник являлся подарком к свадьбе. Со временем ткань и уникальный бисер немного поизносились, но благодаря умелым рукам Анастасии передник обретает новую жизнь. Девушка постаралась воссоздать былой орнамент, но многое из его истории еще предстоит изучить, ведь с каждым днем черный поморский бисер открывает новые тайны.

О свойствах и способах обработки и изготовления изделий из шерсти собак породы самоед рассказала Виктория Куряткова. Домашние запасы шерсти от двух собак этой породы, скопившиеся за несколько лет в ее доме, поспособствовали девушке заняться исследованием свойств шерсти самоедской лайки. Девушка рассказала об истории названия этой породы. Оказалось, что свое название она получила от группы малочисленных народов Крайнего Севера России. Второй вариант происхождения названия связан с белоснежным цветом собаки. Пес, запряженный в сани, сливается с белоснежным снегом и кажется, что сани едут сами. Отсюда название — самоед. В семье Вики всеми способами обработки шерсти владела прабабушка. Интересна и история породы этой собаки. Изучив свойства шерсти и пути ее использования, Вика составила хронологическую таблицу вязания, словарь терминов по обработке шерсти, а позже попробовала связать что-нибудь. Шерсть самоедской лайки оказалась одной из лучших пород для прядения, а  изделия из собачьего пуха целебны, теплы и удобны. Из шерсти получаются очень теплые свитера, сравнимые с ангорскими, не колются. В итоге Вике удалось связать шарф и очаровательные рукавички, которые восхитили, пожалуй, всех участников и зрителей конкурса.

По итогам Межрайонного семейного конкурса исследовательских работ "Я помор?!" победителями стали:

В I номинации "Поморская культура - основная сила позитивных изменений развития Кемского муниципального района":

I место – Тимур Тараканов, II место – Мария Куликаева и Диана Мячина, III место – Елизавета Носкова.

Во II номинации "След нашей семьи в поморской культуре Кемского берега":

I место – Виктория Куряткова, II место – Анна Ананьина, III место – Анна Нифакина.

Всем участникам вручили оригинальные значки конкурса "Я помор?!" и сладкие призы. Ярким завершающим моментом мероприятия стал гимн поморов "А поморы остаются поморами" (слова – Л.Шицель, музыка – М. Семанькив) в исполнении участниц вокальной группы "Поморяночки", который теперь войдет в традицию этого семейного исследовательского конкурса.

Автор: О. Каверина

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 388

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика