Словом, самое время подвести итоги аварийности на дорогах, так сказать во избежание. Об итогах работы сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Кемскому району в 2018 году, самых распространенных нарушениях на дорогах, а также о культуре водителей рассказал корреспонденту газеты "СБ" временно исполняющий обязанности начальника ОГИБДД ОМВД России по Кемскому району Иван Владимирович Должичев.
– Иван Владимирович, расскажите об итогах работы ОГИБДД за прошедший 2018 год. Какова ситуация на наших дорогах? Что говорит статистика: аварий стало больше или меньше?
– В прошлом году на территории Кемского района число дорожно-транспортных происшествий снизилось на 9,1%. Согласно статистическим данным, зарегистрировано десять дорожно-транспортных происшествий, в которых 13 человек получили травмы, погибших среди них, нет. Пять из десяти дорожно-транспортных происшествий произошли на автомобильной дороге федерального значения Р-21 "Кола", в которых пострадали пять человек.
– Каковы же основные причины ДТП? С какими нарушениями чаще всего приходится сталкиваться?
– Основными причинами ДТП на федеральной автодороге являются невнимательность водителей, управление транспортными средствами в утомленном состоянии, вследствие чего происходят столкновения с движущимся впереди транспортным средством. В таких происшествиях страдают в большинстве пассажиры транзитного транспорта: те, кто едет, к примеру, в отпуск, на новогодние праздники, длительные выходные, из Мурманска, либо те, кто едет в направлении Мурманска.
– Иван Владимирович, расскажите, когда, по данным районного ОГИБДД, чаще всего происходят ДТП?
– Самыми аварийными месяцами являются июль, сентябрь, декабрь. Четыре дорожно-транспортных происшествия произошло в период новогодних праздников с 25 декабря по 8 января. Люди в спешке и по невнимательности попадают в ДТП. Но именно такие, на первый взгляд, незначительные нарушения часто приводят к непоправимой трагедии. Наиболее часто попадают в аварии в темное время суток с 18 до 19 часов (4 пострадавших) и с 21 до 22 часов (2 пострадавших). Самые не травмоопасные периоды с 4 до 7 часов утра и с 15 до 17 часов.
– А что показывает статистика по возрастным категориям нарушителей, есть ли здесь какая-либо закономерность? И всегда ли виновниками аварии являются неопытные водители?
– Нельзя сказать, что только новички попадают в ДТП. Участниками ДТП становятся как молодые, так и опытные водители. Вот в сентябре того года произошло ДТП, в котором водитель с 35-летним стажем был 14 часов за рулем, и в утомленном состоянии совершил наезд на стоящую машину, в результате чего сам пострадал.
– Любители употребить "на дорожку" они беспокоят сотрудников ОГИБДД? Меньше ли их стало?
– За 2018 год нашим отделом зарегистрировано только одно ДТП с водителем в нетрезвом состоянии. Однако возросло число пострадавших: 2 человека пострадало в ДТП с водителем в нетрезвом состоянии. Сотрудники полиции попытались остановить транспортное средство, за рулем которого находился нетрезвый водитель, он попытался скрыться, но в результате совершил наезд на столб. Двое сотрудников пострадали, получили телесные повреждения. По этому факту возбуждено уголовное дело, сейчас оно находится в производстве. Виновнику ДТП грозит не только штраф за управление транспортным средством в состоянии опьянения, также он стал фигурантом уголовного дела и ему грозит наказание вплоть до 10 лет лишения свободы.
– Иван Владимирович, какие профилактические методы ОГИБДД использует, чтобы участники дорожного движения помнили о правилах?
– В течение года в образовательных организациях (школы №1,2,3), в том числе дошкольных, неоднократно проводятся профилактические мероприятия по правилам дорожного движения. Так, в прошлом году совместно с родительскими патрулями было проведено профилактическое мероприятие с целью предупреждения нарушений правил перевозки детей, ведь дети – самая незащищенная категория участников дорожного движения. Профилактические беседы проводились с водителями, с представителями образовательных организаций. Также нашим отделом были направлены информационные письма по правильному использованию детских удерживающих устройств. Данными профилактическими мероприятиями нам удалось не допустить травматизма среди детей.
Кроме этого состоялись мероприятия, направленные на профилактику нарушений среди пешеходов по использованию световозвращающих элементов. Бывает, что в темное время суток граждане даже на федеральной автодороге не используют световозвращающих элементов. С инспектором по пропаганде мы посетили первоклассников образовательных организаций города и рассказали им об использовании световозвращающих элементов, провели для детей профилактическую беседу с практическим выходом на проезжую часть, чтобы объяснить им правила перехода проезжей части.
Также проводились мероприятия с водителями, управляющими транспортными средствами в состоянии опьянения с целью профилактики правонарушений водителями в нетрезвом состоянии. Эти мероприятия обычно мы проводим накануне выходных дней или долгих праздничных дней в городе, а также в отдаленных населенных пунктах, где не можем постоянно находиться. Это Авнепорог, Кривой Порог.
Большая работа проводилась также и по профилактике нарушений при перевозке пассажиров автобусов. К должностным лицам были применены меры административного действия. Благодаря профилактическим мерам удалось не допустить ДТП при перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
За год у нас снизилось число ДТП с участием пешеходов. Произошло только одно ДТП, в котором один человек пострадал. В рамках профилактических мероприятий удалось снизить тяжесть последствий ДТП.
– Каковы ваши планы дальнейшей работы на 2019 год?
– Конечно, планы есть. В январе закончилось мероприятие "Дорогам Карелии – безопасность". Это большое комплексное мероприятие по профилактике всех видов нарушений: скоростного режима, нарушений правил по выезду на полосу встречного движения, вождения в нетрезвом состоянии. Оно проходило в течение двух недель. В ближайшее время запланировано новое мероприятие "Пешеход", направленное на профилактику ДТП с участием пешеходов без световозвращающих элементов, по профилактике нарушений непредоставления преимущества на пешеходных переходах. В феврале состоятся профилактические мероприятия по предупреждению ДТП при перевозке детей, мероприятие по выявлению нетрезвых водителей "Нетрезвый водитель". Эти мероприятия проводятся исходя из анализа ДТП. Опять же, анализируя ситуацию, будем дальше смотреть какие еще профилактические мероприятия провести. На летний период запланированы мероприятия с участием водителей мопедов, скутеров, мероприятия на федеральной автодороге.
– Состояние дорог мешает нормальному соблюдению правил дорожного движения. Например, снежные заносы на пешеходных переходах по Пролетарскому проспекту и не только, мешают прохождению через дорогу, поэтому пешеходам приходится переходить дорогу в неположенном для этого месте. Ваше мнение по этому поводу?
– Мы в курсе этой проблемы и по данному факту должностное лицо подрядной организации, которое отвечает за зимнее содержание дорог, уже привлечено к административной ответственности. В ближайшее время запланирован осмотр всех улиц по зимнему содержанию дорог. Будет собрана специальная комиссия. Опять же с представителями администрации и представителями подрядной организации мы планируем осматривать и соответственно выдавать необходимые предписания на устранение нарушений. Если не будут приняты меры, то будем опять же применять меры административного воздействия.
– А что с реальными угонами автомобилей? Сколько транспортных средств украдено у жителей района, и сколько из них удалось найти?
– По статистике в том году зарегистрировано 14 угонов либо попыток угона, но все они благополучно раскрыты сотрудниками уголовного розыска и ППС. Все виновные лица задержаны, а транспортные средства возвращены владельцам.
– В 2019 году автолюбителей ожидают новшества. Ваше отношение к предстоящим реформам?
– Пока реформы только в разработке и будет ли это принято или нет, неизвестно. На сегодняшний день за езду без прав предусмотрена административная ответственность от 5 до 15 тысяч рублей. Понятно, что для кого-то 5 тысяч – большие деньги, а другим эта сумма покажется мала. У нас в районе за управление транспортным средством без прав дорожно-транспортных происшествий не зарегистрировано. Да, попадаются водители, которые ездят без прав, но в основном имеющие стаж. Кто-то из них забыл, что срок действия прав истек, попадаются и те, кто ездит без прав, но могут и хотят их получить, но не получают их по определенным обстоятельствам. Как будет законом предусмотрено, такие санкции и будем применять.
– Некоторые водители паркуют свои машины, где придется. Есть ли возможность усилить в этом плане работу? Какие пути решения?
– Если транспортное средство мешает проезду, нарушает правила дорожного движения, на это есть дежурная часть, куда можно сообщить по телефону 02. Наряд ДПС выедет по месту происшествия и на месте квалифицированно оценит обстановку и если имеются в действиях водителя, который нарушил правила парковки автомобиля, признаки правонарушения, то к нему будут применены меры административного воздействия. Такие случаи происходили неоднократно в том году.
– Сейчас многие водители снимают на видео общение с сотрудниками и затем выкладывают его в Интернет. Иван Владимирович, как вы к этому относитесь?
– Законом РФ водителям не запрещено снимать на камеру общение с сотрудниками, в случае, если в отношении него ведется производство по делу об административном правонарушении, если его остановили инспектора ДПС и осуществляют в отношении него составление какого-то административного материала, кроме случаев, запрещенных законом. Видеозапись сотрудников полиции может быть использована только для обжалования действий сотрудников полиции, а в сети интернет размещена только с согласия сотрудника.
– Что можете сказать о культуре кемских автомобилистов? Начала ли она меняться в лучшую сторону?
– Да, меняется. Можно сказать в лучшую сторону. Водители стали более, скажем так, вежливее, уступают дорогу пешеходам. Но, тем не менее, есть категории пешеходов, которые непосредственно на пешеходных переходах не убедившись, что их пропускают водители автомобильных средств, идут через пешеходный переход. Хотя в правилах дорожного движения прописано, что водитель и пешеход обязаны убедиться, что водитель пропустил пешехода, а пешеход, что его пропускают. Бывают и такие пешеходы, которые надев наушники, переходят дорогу и даже не смотрят, едет ли там какой-либо транспорт. По культуре вождения хотелось бы попросить, чтобы как пешеходы, так и водители соблюдали правила дорожного движения, относились друг к другу более внимательно. А так, у нас в городе культура вождения на хорошем уровне.
– Иван Владимирович, ваше обращение к участникам дорожного движения. Ваши пожелания.
– Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что законом в правилах дорожного движения предусмотрено оформление дорожно-транспортных происшествий без участия на то сотрудников полиции. Если между участниками ДТП нет разногласий, если не пострадали люди, и нет серьезных последствий, участники ДТП могут оформить происшествие без участия сотрудников ДПС, просто составив извещение о ДТП. Кемский район большой и длительное время сотрудники могут быть на другом ДТП. В стадии разработки находится мобильное приложение по дорожно-транспортным происшествиям, в котором участники могут уже на месте отправлять в страховую компанию все данные сразу. В этом году его планируют уже запустить. Это позволит сократить время и участие сотрудников ДПС сократиться к минимуму.
Участникам дорожного движения пожелаю соблюдать культуру вождения и правила дорожного движения, думать о последствиях, а также быть внимательнее и терпимее друг к другу, вежливо вести себя на дороге.
Также напомню, что в ОГИБДД ОМВД России по Кемскому району проходит набор на должности среднего и начального офицерского состава подразделений ГИБДД.
Беседовала О. КАВЕРИНА