Рузвельт принял пост президента США в 1933 году и начало его деятельности в должности главы государства совпало с великой депрессией, когда каждый день для страны был решающим. Тогда, вступив в президентскую должность, Рузвельт сразу же смог предпринять шаги, которые позволили вывести страну из глубочайшего кризиса. Причем сделал это довольно быстро, эффективно и жестко.
Редакция газеты "Советское Беломорье" беседует с Дмитрием Александровичем Петровым, чуть более трех месяцев назад избранный депутатами Совета на должность главы администрации Кемского муниципального района.
* Дмитрий Александрович, миновала дата, которую можно условно назвать "сто дней в должности", когда принято давать первые оценки и делать первые выводы. Какими были для Вас эти первые сто дней в должности главы администрации?
- Первые сто дней были самими сложными. В каких-то вопросах сориентировался, в каких-то вопросах поменял свой взгляд на тактику решения тех или иных проблем. Например, животрепещущий вопрос – ремонт дорожного полотна на Пролетарском проспекте. Поначалу, мне казалось, что правильнее и надежней поручить проектирование проекта государственной организации, которая предлагает меньшую цену за выполнение таких работ. В итоге получили то, что имеем на данный момент – просрочку исполнения контракта почти полтора месяца. И, учитывая невыполненные обязательства перед жителями города, все это может встать нам дороже, сведя на нет ту экономию, которую мы получили на начальном этапе. В дальнейшем, при составлении конкурсной документации, необходимо учитывать не только цену и организационно-правовую форму исполнителя, но и его профессионализм и деловую репутацию.
* За это время удалось ли Вам получить объективную картину жизни Кемского района, оценить, проанализировать сильные и слабые стороны экономики, общественного уклада, культурной жизни района?
- Да. За этот, сравнительно короткий период, я получил достаточное представление о районе. Общая картина составлена, в дальнейшем она будет только дополняться. Убедился, что у района существует огромный потенциал. Это обусловлено, прежде всего, географическим расположением – море, река, наличие железной дороги и станции. Удачная и выгодная локация. Кроме того, в Кемском районе сохранился и функционирует высококвалифицированный инженерно-технический кадровый состав. Эти люди заняты на обслуживании гидроэлектростанций, сетевого хозяйства линий электропередач, на железной дороге. Эта ситуация уникальна. Наличием такого количества специалистов, сконцентрированных в одном месте, может похвастаться далеко не каждый центр региона. Это нужно сохранить и развивать. Необходимо сформировать центр компетенций и готовить кадры здесь, на месте, обеспечивая тем самым квалифицированной рабочей силой предприятия района. Нужны филиалы профтехучилищ или техникумов – учебные заведения, обучающие людей младшим инженерным специальностям.
* Главой Республики Карелия Артуром Олеговичем Парфенчиковым был анонсирован целый ряд больших проектов, в которых задействован Кемский район. Это и включение района в Арктическую зону, и в программу развития Соловецкого архипелага, передача части дорог в федеральную собственность и другие. Как идет работа в этом направлении? Что мы, жители района, получим в результате реализации этих программ?
- Прежде всего мы не отказались от идеи воссоздания глубоководного морского порта. Порт существовал в Кеми с незапамятных времен – здесь грузились суда океанского класса, на экспорт шел лес. На сегодняшний момент Кемский порт – единственный в Карелии морской порт с подходящими глубинами. Сейчас отгрузка леса водным путем осуществляется через Санкт-Петербург. В настоящее время Правительством Российской Федерации реализуется Государственная программа "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации". Кемский морской порт прорабатывается как один из объектов, составляющих инфраструктуру Северного морского пути. В будущем порт вполне может стать если не основной, то вспомогательной, резервной точкой входа на Северный морской путь для транзитных грузов, расположенной на европейской части России.
Участок дороги от Подужемской ГЭС до границы города передан в федеральную собственность. Что это значит? Это значит, что данный участок будет содержаться за счет федеральных денег. А это совсем другой уровень – нормативы на содержание, проектирование, ремонт несоизмеримо выше. Как пример результата подобной смены собственника могу привести участок дороги в Сортавальском районе в направлении Вяртсиля: состояние этого участка гораздо лучше, чем по ту сторону границы. Это относится не только к качеству дорожного полотна, но к обустройству прилегающей к нему территории. Наступит время и под федеральные нормативы будет реконструирован и кемский участок.
* Что, на Ваш взгляд, может послужить, так называемым, "драйвером" экономики района, движущей силой, повышающей доходную часть бюджета, дающей новые рабочие места?
- Энергетика. Помимо традиционных видов, а вы знаете, что в нашем районе на Белом Пороге строятся две гидроэлектростанции, развитие альтернативных – ранее существовала идея строительства парка ветряков. Затем этот проект планировали перенести в Беломорск, мотивируя это решение тем, что необходимо распределить энергетические мощности по территории республики. У меня на этот счет другое мнение -– мощности надо концентрировать там, где есть специалисты, есть высоковольтные линии передачи электроэнергии. Такой подход позволяет повысить управляемость. Ветряки – это экологически чистый источник электроэнергии, не несущий ущерб окружающей среде. Развитие подобных способов выработки энергии – это общемировая практика. В Кеми есть все условия для создания без нагрузки на экосистему парка ветроэнергетики – подходящая роза ветров, наличие линий электропередач и квалифицированных кадров.
Следующее, что хочется отметить, как перспективное направление, это, конечно, туризм. У нас есть поблизости удивительный, общеизвестный туристический объект – Соловецкий архипелаг и расположенный на нем монастырь. Кроме того, природные объекты - реки, озера, которые могут служить для организации спортивного туризма. Если подойти к этому творчески, то можно придумать массу турмаршрутов, даже в черте города. Все это подвигнет приехавшего на Соловки туриста задержаться в городе еще на какое-то время. И нам надо смелее использовать историю города – она богата и интересна. При качественном экскурсионном наполнении визит в Кемь может стать даже занимательнее, чем поездка на Соловки. Надо делать все, чтобы турист не проскакивал транзитом, а пробыл здесь еще пару дней, тем самым обеспечивая доход малым гостиницам, транспортным перевозчикам, общепиту, торговле.
Как этого достичь? Прежде всего, все надо четко сформулировать, просчитать и включить в программу развития района. И начать продвигать ее в коридорах республиканской власти. В Правительстве Карелии тоже заинтересованы, чтобы в Кемском районе было бы все хорошо.
* Благоустройство. Один из самых болезненных вопросов в районе на протяжении многих лет. Зимой – скользко, летом – пыльно. И круглогодичная проблема мусора. Дмитрий Александрович, как по-вашему, чисто там, где убирают? Или там, где не мусорят?
- Качество благоустройства напрямую зависит от финансовой обеспеченности. Многое из того, что мы имеем сейчас, досталось нам еще от советского народного хозяйства. Времени прошло много и в настоящее время администрация и коммунальные службы по чертежам и схемам, составленными различными организациями, пытается понять, как работает, например, дренажная система в городе. Для того, чтобы заменить трубы водопроводной сети, нужно финансовые средства равные, приблизительно, шести годовым бюджетам района. Таких денег, конечно же, в районе нет. Поэтому, мы готовим документацию для участия в различных целевых программах, максимально привлекая иные источники финансирования. Только так мы сможем улучшить инфраструктуру.
Для улучшения уровня благоустройства нужен комплексный подход, устраивающий всех участников. Но что бы мы не решили – все упирается в финансы. Мы не можем сейчас обустроить даже контейнерные площадки для мусора, соответствующие нормам и требованиям. А уж о красоте и единой стилистике и говорить нечего. При технологии боковой загрузки мусоровозов, которая применяется у нас, нет возможности сделать крытые площадки. И сами контейнеры должны быть оборудованы крышками. Кроме того, пока не отработана система взаимодействия муниципалитета, управляющих компаний и регионального оператора по вывозу твёрдых коммунальных отходов. В законе это прописано, но каждый из участников процесса трактует закон под себя, не желая заниматься уборкой контейнерных площадок. И как результат – грязь и мусор вокруг каждой площадки. Администрация сейчас работает над разрешением данной проблемы. Совершенно определенно можно сказать, что убираться за счет бюджета контейнерные площадки не будут. Этим будут заниматься коммерческие структуры, которым по роду своей деятельности надлежит исполнять уборку. По условиям лицензии, каждая управляющая компания обязана обеспечить жителей обслуживаемого ею дома местом для сбора ТКО и содержать его. Если нет возможности создать собственную площадку – управляющая компания может использовать для этих целей муниципальную, при этом убирая ее самостоятельно или воспользовавшись услугами сторонних фирм.
Однозначного ответа на вопрос "Где чисто? Там, где убирают или там, где не мусорят?" не существует. Можно прилагать неимоверные усилия по уборке территорий, но при отсутствии культуры соблюдения чистоты у жителей, должного результата не выйдет. В Сингапуре, славящегося своей чистотой, штраф за бумажку, брошенную в неположенном месте, достигает 1000 сингапурских долларов. Выбор очевиден. У нас же размер штрафа не покрывает даже почтовые расходы на отправку извещения провинившемуся. Администрация вынуждена выступать не как орган, отвечающий за чистоту и порядок, а как жалобщик – направляя в прокуратуру, Роспотребнадзор и в другие структуры просьбы о воздействии на нерадивого пользователя. В ближайшее время администрацией будут вынесены на публичные слушания новые правила благоустройства, где детально прописаны требования к владельцам зданий, расположенных в них магазинам, учреждениям по содержанию прилегающих территорий.
* Дмитрий Александрович, в Карелии действуют несколько программ, направленных на благоустройство – программа поддержки местных инициатив, "Комфортная городская среда", и, недавняя программа инициативного бюджетирования "Народный бюджет", по условиям которой кемлянам предстоит самим выбрать проект для реализации путем всеобщего голосования. Скажите, а за какой из проектов, прошедших этап отбора и выдвинутых на голосование, проголосовали бы лично Вы?
- Приятно осознавать, что кемляне активно приняли участие в "Народном бюджете". Было выдвинуто 8 проектов, конкурсный отбор прошли шесть. 1 июля, в день общенародного голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации, жителям Кеми будет предложено проголосовать за понравившийся им проект благоустройства нашего города. Проект, набравший наибольшее число голосов, будет реализован. Особых симпатий к какому-то одному проекту у меня нет. Мне нравятся они все. Хотел выдвинуть для участия свою задумку под условным названием "Музей современных петроглифов", но пока отказался от этой идеи. Призываю жителей города прийти 1 июля на избирательный участок, проголосовать за поправки в Конституцию и принять участие в голосовании по выбору проекта в инициативе "Народный бюджет".