Ушедший 2016 год для нашего региона стал годом большого и значимого юбилея – 50-летия начала промышленной добычи нефти. Область отметила его достойно. Прошли торжества в Томске, Стрежевом. Учреждена медаль "50 лет нефтегазовому комплексу области", которой были награждены все причастные к разведке и освоению нефтегазовых богатств области. Удостоены этой медали и ряд ветеранов нашего района: геофизики, авиаторы, речники...
За юбилеем томской нефти осталась незамеченной ещё одна памятная для города, области и напрямую причастная к юбилею, – 50-летие награждения Колпашевского объединённого авиаотряда орденом Трудового Красного Знамени. В фотоальбоме "Север. Люди. Нефть. Газ" помещены несколько фотографий, рассказывающих о роли колпашевских авиаторов в освоении и добычи нефти.
...1962 год. В гражданской авиации страны идёт реорганизация – на базе аэропортов и лётных отрядов создаются объединённые авиационные отряды (ОАО). На базе аэропорта Колпашево и 237-го лётного отряда создаётся единое авиационное предприятие.
Возглавил объединённый авиаотряд командир 237-го лётного отряда Юрий Иванович Моисеев. Ему 34 года, за его плечами многолетний опыт работы лётной и командно-лётной работы, учёба в Высшем авиационном училище ГВФ. Это был хороший организатор транспортного производства, знающий методист лётной работы, знаток экономики.
В состав объединённого авиаотряда вошли аэропорты и посадочные площадки 4-х северных районов области.
Коллектив молод, его средний возраст чуть более 25 лет. В те годы не в ходу были слова "патриот", "патриотизм", но Ю. И. Моисеев создал коллектив патриотов, коллектив, которому по плечу решение любых производственных задач.
Быстро рос профессионализм личного состава. Через полтора-два года выпускники лётных училищ становились командирами самолёта Ан-2, несколько дольше требовалось для ввода в строй командиром винтокрылых машин. Авиационные техники, кому позволяло здоровье, осваивали профессию бортового механика.
В коллективе Колпашевского объединённого авиаотряда образовался сплав молодости и опыта. В небе, на земле с молодёжью работали пилоты, прошедшие горнила Великой Отечественной войны: И. С. Вавилов, Н. Н. Шашников, А. П. Харлов, К. Н. Силин, штурман В. У. Голынский, а также начавшие летать в военное время в мирном небе Западной Сибири под девизом: "Всё для фронта, всё для победы!" И. В. Анисимов, И. В. Рожков.
Службу движения возглавлял боевой лётчик А. С. Бондарев. С молодыми авиационными специалистами бок о бок работали: участник Отечественной войны В. Г. Антоненко, Г. П. Некрасов, Н. И. Помозов, А. М. Басанов, А. Ф. Кузнецов и удостоенный за четверть века безукоризненной работы в гражданской авиации ордена Трудового Красного Знамени Дмитрий Евдокимович Ковалёв. Много фронтовиков, тружеников тыла трудилось в наземных подразделениях, административных отделах объединённого авиаотряда и в базовых аэропортах.
В памяти ветеранов-авиаторов имена Н. Я. Расторгуева, В. П. Панова, И. М. Миронова, Н. Г. Околелова, А. С. Рюнтю, А. Т. Синюк и многих-многих других, посвятивших свой труд авиации. Практически вся производственная база авиаотряда была создана трудом самих авиаработников.
В переносных, продуваемых насквозь, промокаемых тепляках обслуживалась авиационная техника, и не было случаев нарушения технологических процессов, которые привели бы к нарушению безопасности полётов.
В 1966 г. коллектив Колпашевского объединённого авиаотряда в числе первых шести предприятий Министерства гражданской авиации стал орденоносным, и с той поры он неоднократно был первым или в числе первых по Министерству и Западно-Сибирскому Управлению. Первым и единственным предприятием спецприменения получил средства из централизованных источников на реконструкцию лётной зоны, строительство бетонной взлетно-посадочной полосы, сдав её в эксплуатацию ранее намеченного срока на полтора года. Полеты по центральному и местному расписанию колпашевские авиаторы начали на второй день после подписания акта государственной комиссии о приёмке "бетонки" на самолётах Як-40 и Ан-24.
Авиаотряд первым воздвиг многоэтажные дома в городе, первым в Министерстве в течение трёх кварталов становился победителем в соревновании. Этот рекорд так и не был побит.
Неоднократно коллектив объединённого отряда побеждал в смотрах: по рационализаторской работе и спорте, художественной самодеятельности и охране труда. В числе лучших по Западно-Сибирскому управлению были общественные организации Колпашевского авиапредприятия.
Более полувека динамично развивалось авиапредприятие. С опозданием от намеченных перспективных сроков стал поступать на смену трудяге-самолёту Ан-2 его "младший брат" самолёт Ан-28. Резко повысилось качество обслуживания пассажиров, сократилось полётное время из Каргаска и Парабели до Томска и Новосибирска. Постепенно Ан-28 стал переходить и на другие воздушные линии.
Во второй половине 80-х годов Томский обком партии ставит задачу – разработать план развития гражданской авиации в области, особенно в её северных районах. Под руководством заместителя командира авиапредприятия А. Я. Габова специалисты авиапредприятия приступили к разработке такого плана совместно с томичами. Львиную долю работ выполнили колпашевцы.
Осенью 1986 года в Колпашево прилетела комиссия МГА СССР под руководством начальника планово-экономического управления Министерства, в составе комиссии был начальник УКСа МГА СССР и ряд других специалистов.
Руководство Западно-Сибирского Управления гражданской авиации и Томский обком партии поручил командиру Томского авиапредприятия В. И. Елохину, вчерашнему командиру вертолётного отряда Колпашевского авиапредприятия, и автору этой статьи сопровождать комиссию и ознакомить с аэропортами местных воздушных линий Парабельского и Каргасокского районов.
Москвичи весьма наглядно убедились, в каких сложных климатических условиях, на какой скудной производственной базе выполняются полеты по обслуживанию населения и организаций.
Планов было громадьё, но их перечеркнула "перестройка".
Восемьдесят три года прошло со дня образования на колпашевской земле авиатранспортного предприятия. Сегодня прекратили существовать все три авиапредприятия области.
Функционируют аэропорты Томска, Стрежевого, теплится жизнь в некоторых аэропортах Каргасокского района. А в Колпашеве заросли чертополохом бетонка и перрон, кое-где сквозь стыки аэродромных плит рвутся на волю тонкие стволы берёзок и осин. Соловьём-разбойником посвистывает ветерок в окнах сохранившихся служебных зданий и разваливающихся боксов спецавтотранспорта. И только редко пролетающие над городом вертолёты Томского филиала "ГазпромАвиа" напоминают о былом величии Колпашевского ордена Трудового Красного Знамени авиапредприятия и всей гражданской авиации Отечества.
Г. САРАЕВ, бывший заместитель командира Колпашевского авиапредприятия.
На фото: Ю. И. Моисеев, И. В. Рожков, И. В. Анисимов.
04.02.2017