Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной духовно-нравственной личности. Нельзя сформировать целостную личность без любви к природе, именно поэтому экологическое воспитание является приоритетным в работе педагогов групп дошкольного образования МАОУ "СОШ №2". Экологическое воспитание начинается с момента поступления ребенка в детский сад и продолжается до его выпуска.
Главная цель экологического воспитания – формирование естественно-научных компетенций и основ экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Задача экологического образования – воспитать осознанно правильное отношение детей к природе, сформировать у детей основы экологического сознания, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Знакомя воспитанников с природой, педагоги используют разнообразный материал: художественную литературу, дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звуки природы, игры экологической направленности.
Экологическое воспитание дошкольников – это непрерывный процесс. Теоретические знания, полученные на занятиях, педагоги закрепляют в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Привлекают детей к уходу за комнатными растениями и клумбами на игровом участке, вместе выращивают огород на подоконнике, часто практикуют совместную трудовую деятельность по уборке и благоустройству территории, сохранению благоприятной экологической обстановки.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети знакомятся с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к образовательной деятельности, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное – заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им значимую экологическую информацию. Одна из таких совместных традиционных форм работы – изготовление кормушек.
В группах дошкольного образования 1 раз в 2 года проходит конкурс среди воспитанников на лучшую кормушку для птиц. В этом году конкурс назывался "Трудно птицам зимовать. Надо птицам помогать!". Родители и дети всех возрастных групп приняли участие в конкурсе. Работы, представленные на конкурс, отличают творческий подход, выбор дерева в качестве основного материала, оригинальность, эстетичность оформления. Главный результат совместной работы – игровые участки пополнились разнообразными красочными кормушками, которые помогают педагогам в работе по формированию основ экологического мировоззрения у дошкольников.
Воспитанники с огромным желанием и интересом заботятся о птицах: приносят из дома и насыпают им корм, очищают кормушки от снега. Выражаем огромную благодарность родителям Логуновых Алисы и Владимира, Арестовой Полины, Филонова Матвея, Семенчук Евгении, Волкова Руслана, Королева Даниила, Павловой Дарьи, Карпова Макара, Постниковых Егора и Ангелины, Ильиных Арсения, Бац Макара, Гришина Александра, Комарова Михаила, Матвеенко Виктора, Сластникова Александра, Силицкой Киры, Логачевой Елизаветы, Селиверстова Дмитрия, Шиндина Матвея, Бардакова Игоря, Шуровых Анастасии и Миланы, Семенова Артема, Машканцевой Марьяны, Костеченко Маргариты, Ворониной Алены, Зелинского Марка. Ваши кормушки помогают нам решать вопросы экологического воспитания дошкольников.
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводит вопросы экологического воспитания на первый план. Важно не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
Воспитание станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети поймут, что комнатным растениям нужна вода, рыбкам – корм, морской свинке – трава, а синицам и воробьям зимой – крошки хлеба. Ребёнок должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы.
Экологическое воспитание станет успешным, если мы научим наших воспитанников любить поле, птиц и цветы и все, что нас окружает.
Таким образом, занимаясь вопросами экологического воспитания в раннем возрасте, педагоги групп дошкольного образования перекидывают мостик для развития экологического сознания в дальнейшем.
Т. КОРНИЛОВА,
заместитель директора
по дошкольному образованию
МАОУ "СОШ №2".