Вокально-инструментальные ансамбли Большесосновского района
Музыка нас с тобой связала…
ВИА "Орфей" (с. Лёвино)
О ЛЮДЯХ
Необходимо рассказать о людях, которые были рядом со мной, в моём увлечении музыкой. Надо заметить, мне очень повезло с ними. Это были талантливые, творческие и увлечённые люди. До сих пор, вспоминая, удивляюсь тому, как мы встретились в одно время и в одном месте.
В составе нашего коллектива вначале было трое: Валерий Никитин, Генрих Констанц и я – Юрий Пухарев. Вскоре коллектив пополнил Александр Малышев. Это инструменталисты. Были ещё вокалисты: Валентина Констанц и Игорь Хомутов.
Все мы встретились приблизительно в одно время,
в начале 70-х годов. В дальнейшем, на некоторые концерты, к нам присоединялись и другие исполнители. Лёвино в те годы, было большим населённым пунктом и в округе находилось много других сёл.
Валерий Никитин в 1971 году приехал в Лёвино из Перми. Он женился на нашей односельчанке. В Перми до этого играл в ресторанах, потом в ДК Свердлова, на танцах в парке Горького, на Комсомольском проспекте. Понятно, что там плохих музыкантов не держали. Он хорошо владел гитарой и был знаком с пермскими музыкантами. Его зачислили в Лёвинский ДК художественным руководителем, а потом он стал директором. Когда я с ним встретился, то мы уже немного играли, и возник вопрос о создании ВИА.
Генрих Констанц и его супруга Валентина приехали в Лёвино вскоре после Никитина. Его тоже приняли художественным руководителем в ДК. До приезда играл в ансамбле по месту прежнего жительства. Энергичный и творческий человек. У него всё время возникали какие-то идеи, он пробивал деньги в вышестоящих органах, доставал аппаратуру и организовывал выступления ВИА.
Александр Малышев после окончания Пермского музыкального училища приехал в Лёвинскую среднюю школу преподавателем музыки. Хорошо играл на баяне, синтезаторе, ударной установке и пел. Был универсальным музыкантом.
Валентина Констанц работала в школе пионервожатой и была солисткой в нашем коллективе. Вместе с мужем обдумывали идеи, она давала советы и предложения по претворению их в жизнь и разбирала репертуар для своих песен.
Игорь Хомутов – художник-оформитель в ДК, имел неплохой голос и выступал
с нами на концертах.
Вот тогда, после приезда Никитина, супругов Констанц и Малышева, у нас создался стабильный коллектив ВИА.
И ещё о двух, интересных людях.
Сергей Бабушкин приехал в Лёвинскую школу в начале 70-х годов преподавателем математики из Пермского университета. До этого играл вместе с братом в университетском ансамбле (он родом из Перми), играл на гитаре, неплохо пел и был страстным фанатом "Битлз". Как-то я с учениками и с ним пошёл в поход, Ночью в палатках заедали комары, мы сколько-то поиграли на гитарах, а он, сидя у костра, продолжал играть и петь до утра и, наверное, исполнил весь репертуар "Битлз" (он его знал практически полностью).
С нами погастролировать он не успел, так как вскоре уехал в Пермь.
Владимир Масленников также где-то в начале 70-х годов приехал в Лёвино. Он учился в Екатеринбургской консерватории по классу гитары, профессиональный гитарист. Как ни странно для музыканта, у него были, как мне казалось, толстоватые пальцы. Но играл прекрасно! Даже на электрогитаре
с узким грифом точно и быстро брал любые ноты. У него был большой нотный альбом с его авторскими обработками классических и народных произведений. Я по этим нотным записям учился играть некоторую классику. Потом этот блокнот он отдал мне.
В Лёвино пробыл недолго и с нами практически не выступал, но на нескольких концертах исполняли вещи из его репертуара.
Инструменты
У нас были достаточно неплохие инструменты. Болгарский бас "Орфей" привёз из Перми Констанц. Чешскую ритм-гитару – Никитин. Были ещё какие-то запасные, похуже. Потом мы достали немецкую соло-гитару "Музима-люкс". Конечно, это не "Фендер" или "Гибсон", но гитара хорошая. Никитин хотел играть на такой, говоря о том, что многие музыканты в Перми имеют их.
И подвернулся случай.
К моим соседям каждый год летом приезжал на отдых родственник из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), мой ровесник Владимир. Он там жил и учился в университете (кажется на программиста) и тоже играл в какой-то университетской группе.
Каждое лето встречались и общались. В очередной беседе он сказал, что у него есть "Музима-люкс". Мы договорились, что он привезёт её нам. Она стоила достаточно дорого, но сторговались по цене и нам выделили деньги на её покупку. Так у нас появился этот инструмент.
У меня было несколько гитар. Последнюю привёз из Одессы. Я поехал в Измаил (недалеко от Одессы) и там решил сфотографироваться
с ней на берегу Дуная у границы с Румынией. К нам подошёл мужчина в гражданском костюме (из соответствующих органов) и сказал, что на границе с сопредельным государством фотографироваться нельзя. Иначе нас задержат вместе с вещами и засветят плёнку (в то время фототехника была плёночная). Я заверил его, что мы не знали, и больше этого делать не будем.
Импортные звукосниматели я купил во Львове. Там до Польши несколько километров, и поляки в поездках на автомобилях продавали всё, что в то время у нас было в дефиците. Как-то мы пошли в Карпаты и даже там, у дороги, останавливались польские машины и продавали различные вещи и музыкальные товары.
А с Кавказа привёз кассеты с записями Фрэнка Синатры, Билла Хейли и другие. Там, перед подъёмом на гору, прямо у подножья Эльбруса, тусовались фарцовщики и предлагали многое.
Из Екатеринбурга кое-что привозил наш односельчанин Николай Левин, учившийся на факультете журналистики, и тоже любитель музыки.
Здесь можно вкратце рассказать ещё об одном интересном случае, связанном с поиском музыкальных принадлежностей, хотя он и не относится к тому времени, о котором я пишу, так как это было позже.
В поисках хороших струн для гитары пришлось попасть в смутный момент времени для страны. 22 августа 1991 года, Москва. Оставалось достаточно времени до посадки на поезд, и можно было сразу с Киевского вокзала отправиться по магазинам в поисках хороших струн для гитары и чего-нибудь ещё. Дойдя до Белого дома, увидел огромную, шумную и волнующуюся толпу народа с разными флагами и транспарантами. Шёл митинг. Выступали Ельцин, Силаев, Хасбулатов, какой-то генерал и кто-то ещё. При попытке пробраться с фотоаппаратом поближе, толпа настолько сдавила меня, что пришлось отказаться от этой затеи.
Но снимки я всё-таки сделал, а струны так и не купил.
Ударную установку доставал Генрих. Он ездил в Пермь в областной отдел культуры и там добивался разрешения на её приобретение. Тогда всё более значимое шло только по лимитам и разнарядкам сверху. Нам её выделили, и мы получили новую ударную установку.
Также было и с аппаратурой. В общем, всё "доставали", как могли и где могли.
Подготовил
Сергей ГУЛЯЕВ