Музыка нас с тобой связала
ВИА "Орфей"
Когда материал об ансамбле "Орфей" был почти уже готов Валентина Констанц принесла мне материал "Краткая история создания Лёвинского ВИА" от Юрия Васильевича Пухарева, который он по её просьбе подготовил для нас. Юрий Васильевич преподавал в Лёвинской школе физику и был её директором. К воспоминаниям подошёл творчески, с душой, рассказывая, чем увлекалась молодёжь в 70-е годы прошлого века. Данная история не только интересна, но и познавательна для нынешнего молодого поколения.
Как молоды мы были
Шумливые аккорды
Лохматы и вольны.
А, что им, ведь не лорды
И скукой не полны.
Их выпустил владелец
Немного погулять,
Настроит их умелец
На музыку опять.
Поставит чутко руки
На гармоничный лад,
И чувственные звуки
Послушать захотят.
Когда-то будет грустно,
Когда-то попляши.
И телу это вкусно
И аппетит души.
Этот стих в одной из моих книг, выпущенных Пермским книжным издательством. И в каждой из трёх книг есть стихи, связанные с музыкой.
Поступили звонки из Большой Сосновы, – меня попросили написать о создании и творческом пути вокально-инструментального ансамбля (ВИА) из села Лёвино Большесосновского района.
Сколько прошло времени?!
Неужели нас ещё помнят?!
И вот сижу, находясь в состоянии индийского брахмана, который в размышлениях, и на вопрос: "Что ты делаешь", – отвечает – "Смотрю, как деревья растут".
Так и я. Вспоминаю и размышляю о том, что было тогда и как всё происходило. А было это давно и не всё осталось в памяти. Но, что-то можно всё-таки вспомнить и о чём-то написать.
Сначала хотел изложить от третьего лица, но потом решил рассказать от себя. Потому что от третьего лица получится как бы со стороны наблюдателя того, что было, а если от себя, то уже глазами участника событий, и так будет ближе и изнутри.
Кое-что о себе
Не сказать о себе – значит не понять, откуда это.
У меня в жизни много разных увлечений. Но главное, наверное, это книги и музыка. Книг в моей библиотеке скопилось около 2,5 тысяч, а может уже и больше. Я покупал их всегда и везде. Причём разных – от художественных до научных, технических, военных, исторических (всегда интересовался историей), музыкальных, спортивных, кулинарных, садоводческих, детских, справочников и энциклопедий по различным темам и так далее.
Хранится и большая коллекция музыкальных записей разных жанров и направлений, на различных носителях.
Музыка во мне с детства, хотя в семье музыкантов не было. Мне нравятся все её жанры: классика, народная, советская эстрада, зарубежная, джаз, блюз, рок-н-ролл, кантри и прочая.
Когда я был маленьким, то слушал музыку на пластинках, привезённых дядей с фронта вместе с патефоном. Там были Утёсов, Шульженко, Русланова, Мордасова, различные хоры и другие.
Соберутся, бывало, взрослые за столом, а я крутил ручку заводной пружины патефона, менял пластинки и точил для них иглы (они были металлические и быстро тупились). Патефон у меня до сих пор хранится как память о прошлом.
Родители любили петь народные песни. В те годы, вообще, любили петь, ведь музыки было немного. Потом появились другие средства воспроизведения и другие песни.
В моей юности были популярны песни Визбора, Окуджавы, Высоцкого и других исполнителей. И уже после, всякими путями, появились Дюк Эллингтон с его знаменитым "Караваном", Гленн Миллер с джазовым свингом, Луи Армстронг с его хрипом и виртуозной трубой, Чак Бэрри и Элвис Прэсли с рок-н-роллом и, наконец "Битлз" с балладами "Girl" и "Yesterday", а также "Роллинг Стоунз", "Дип Пёрпл (Папл)" с хард-роком из "Smoke on the Watter" и другие популярности западной музыки. А далее советские ВИА: "Весёлые ребята", "Самоцветы", "Пламя", "Цветы", "Поющие гитары" и многие другие.
По мере возможности я старался бывать на концертах советских ВИА и эстрадных певцов в Перми и других городах. Часто, бывая в Москве, слушал выступления зарубежных исполнителей. Как-то даже смотрел национальный балет Сони Осорио с его босыми ногами под колумбийскую музыку.
В Ленинграде впервые посмотрел выступление какой-то шведской рок-группы (название не помню). И уже позже, в начале двухтысячных годов, побывал на концертах, выступавших в Перми американских блюзовых и кантри-ансамблей.
Ну, а самым впечатляющим событием этого было моё с сыном присутствие на концерте одной из величайших мировых хард-роковых групп "Дип Пёрпл", вошедших в зал славы рок-н-ролла. Они выступали в Перми на стадионе "Молот". Мой бывший ученик работал в Екатеринбургской продюсерской фирме, организующей эти мероприятия (я был руководителем его научной работы по физике). Он предлагал билеты на такие концерты.
Сбылась неожиданно моя мечта увидеть и послушать их вживую. Я сохранил на память билет с фотографиями этой группы.
Ведь такого больше не будет.
Как это начиналось
В конце 60-х, в начале 70-х годов на волне битломании стали возникать музыкальные группы, которые в нашей стране получили название вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).
Лёвинский ВИА был, наверно, первым, созданным в то время в Большесосновском районе.
Мы начинали играть на акустических гитарах неполным составом. Не было электрогитар, аппаратуры, микрофонов, ударной установки, органа. На гитары ставили звукосниматели, продаваемые отдельно. Договаривались с киномехаником об использовании старого усилителя и звуковых колонок от киноустановки в ДК. Микрофоны от магнитофонов. Звук был никудышный – хрипы, скрипы, писки, шумы. Но мы продолжали репетировать и отрабатывать исполнение. Уже потом, когда у нас появились усилители, колонки, микрофоны, электронные звуковые эффекты, хорошие электрогитары, ударная установка и орган – наши дела пошли лучше.
Мы разучивали песни для концертов, а также танцевальные мелодии разных жанров (вальсы, танго, фокстроты, различные эстрадные вещи, шейки) и так деле. Репертуар был разнообразный.
На танцах мы играли много и везде. Если кто не знает, что такое шейк, то скажу, что это быстрый ритмичный танец, сменивший твист, и модный у молодёжи того времени. Его и сегодня танцуют, просто не знают, что это он. Трясутся и прыгают в такт музыке.
Его родоначальником был американский рок-певец Чен Ромеро. В 1959 году он сочинил песню "Hippy, Hippy Shake" (тряси бёдрами) в стиле рок-энд-блюз. Это было очень популярно в 60-е, 70-е и 80-е годы. В 1963 году её исполняли "Битлз".
Я, потом, уже работая в городе, показывал некоторые вещи из нашего репертуара своим ученикам из школьного ансамбля.
Из моего рассказа может сложиться впечатление, что была более популярна зарубежная музыка. Но это не так. Исполнялись, в основном, наши эстрадные произведения. Но была интересна и зарубежная музыка.
В то время послушать, и приобрести такие записи было сложно. Доставать пытались всякими способами. Это сегодня есть всё, и музыка звучит, как говорится, из каждого утюга. И то, о чём я рассказываю, не всем понятно и, возможно, даже удивительно. Такие были времена.
Однажды, когда мы только начали, к нам на репетицию пришёл секретарь парткома (или председатель с/совета). Не знаю, с какой целью, но, наверное, узнать, чем мы тут балуемся, и попросил что-нибудь послушать. Мы исполнили "Под небом Парижа" Эдит Пиаф, потом что-то от Утёсова и закончили "Цыганочкой". Он остался доволен.
Подготовил Сергей ГУЛЯЕВ