После начала публикаций в газете про вокально-инструментальные ансамбли района в редакцию
поступил материал Заслуженного учителя РФ Владимира Алексеевича Паклина – воспоминания об ансамбле "Романтики" Петропавловской средней школы.
Чего как раз мне и не хватало для полной картины в целом, так как
не знал к кому обратиться. Теперь "пазл" сложился полностью, благодаря активности педагога с. Петропавловск Татьяны Григорьевны Хабибулиной.
В школе музыка звучала
Конец января, начало февраля…
Вечера встречи выпускников. Для меня, как человека, у которого большая часть жизни связана со школой, это время воспоминаний о школьной жизни.
Недавно моя коллега по Петропавловской школе Татьяна Григорьевна Хабибуллина написала в "Одноклассниках", что в газете "Светлый путь" публикуют материалы о вокально-инструментальных ансамблях (ВИА), которые были в Большесосновском районе. И предложила мне написать о ВИА Петропавловской школы. Практически в тот же день я предался воспоминаниям...
В 1972 году после учёбы в вузе
я вернулся в родную Петропавловскую школу, где работал по 1977 год учителем немецкого языка, организатором, директором. Каждый год коллектив пополнялся молодыми педагогами.
Получился замечательный сплав молодости и опыта. Одним из значимых дел и была организация ВИА. Кому пришла
в голову эта идея? Сейчас трудно сказать. Скорее всего, мальчишкам и девчонкам, которые хотели идти в ногу со временем.
В 1970-е годы ВИА были очень популярны. "Песняры", "Самоцветы", "Пламя", "Синяя птица", "Поющие сердца" – это в масштабе страны. А для меня эталон – "Бригантина" Пермского государственного университета, выпускником которого я был. С двумя участниками этого коллектива я жил в одной комнате студенческого общежития. Сам я играл на баяне и немного на гитаре, знал
5-6 аккордов. И мне тоже было интересно попробовать что-то новое в музыкальном плане. Инициативу поддержал директор школы Александр Викторович Сметанин.
Как начинали? С поиска инструментов. Одну простую гитару (видимо, от преды-дущего поколения учеников) нашли
на складе, другую кто-то принёс
из дома, а третью я купил в ГДР, куда ездил
по туристической путёвке. Это была очень красивая гитара, с тонким грифом,
с отличной акустикой. (К сожалению, судьба её в будущем оказалась
печальной – пала смертью храбрых
в молодёжной потасовке). В журнале "Техника молодёжи" нашли материал, как из простой гитары сделать электрическую, вставив звукосниматель,
и подсоединиться к ламповому усилителю радиоузла. Лампы берегли, как
зеницу ока, они не выдерживали сильной тряски и перепада температур. Пришлось перепаять входные штекера к гнёздам усилителя из-за несовпадения размеров. Этими техническими вопросами занимался Самат Хабибуллович Хабибуллин. Вместо колонок сначала использовали "колокол", похожий
на тот, что висел на столбе в центре села. А в сельском клубе подключались к штатным динамикам для кино, о чём долго уговаривали киномеханика Анатолия Зуева. За ударными инструментами
я поехал в Большую Соснову. Заведующим клубом там был выпускник нашей школы Александр Степанович Рябов.
Он отдал старые списанные тарелки
со щёткой, барабан и микрофон. Палочки мы стали использовать от пионерского барабана, а подставки под тарелки сделал учитель труда Николай Федосович Дробинин. Когда появилась финансовая возможность, директор школы купил
на рынке две подержанные электрические гитары и клавишный одноголосый музыкальный инструмент "Фаэми" (имитация синтезатора). Из-за этого
у Александра Викторовича возникла проблема – типа "нецелевое использование средств". Всё он стойко выдержал ради желания и "горения" ребят.
С теплотой вспоминается наше время в ансамбле. Точнее, атмосфера: репетиции почти каждый день, общение, приколы, взаимовыручка. После обсуждения ансамбль получил название
"Романтики", что соответствовало нашим мечтаниям и устремлениям. Мы старались создавать хорошее настроение зрителям. Выступали на каждом общешкольном вечере, во время большой перемены для танцев, на концертах в сельском клубе, на районных смотрах художественной самодеятельности. Ездили с концертами и в окрестные деревни – Пермяки, Солоды, Большие Кизели. Конечно, качество нашего исполнения оставляло желать лучшего. Аппаратура несовершенна, иногда фонило, шипело, скрипело. Были и собственные "проколы". Помню, как однажды в Большой Соснове "провалились" из-за моих ошибок, когда я играл на бас-гитаре. Мы разучивали песни по слуху, музыкального образования не было. Тем не менее, нас принимали тепло и душевно. Ведь мы свои! Первый ВИА в селе!
Что мы пели? Подражали музыкальным кумирам тех лет. Визитной карточкой стала переведённая на русский язык песня про подругу итальянского партизана "Така, така, та". В нашем репертуаре было около двух десятков песен и танцевальная музыка. Назову некоторые из них: "В школьное окно", "По соседству твой класс", "Только мама", "Мой адрес Советский Союз", "Там, где клён шумит", "Колокола", "За того парня",
"У деревни Крюково", "Последний бой". И ещё воспитательно-эстетический
момент. Разучивая песню, мы узнавали, кто авторы, исполнители, где она впервые прозвучала.
Ну, и наконец, самое важное, о чём хочу сказать. Всё, что я написал выше, это моя признательность замечательным юным музыкантам ВИА "Романтики" Петропавловской школы. Вот их имена: гитаристы и солисты Сергей Дурыманов, Михаил Минимуллин, гитарист Сергей Дегтярёв, ударники Александр Соболев, Сергей Хорьков, Виктор
Докучаев, солистка и игрок на "ФАЭМИ" Роза Минимуллина, солистка Вера Липина. Руководитель и баянист Владимир Алексеевич Паклин. В дальнейшем многие дружили между собой, а всем нам пригодились навыки, приобретённые в ансамбле. Встречаясь позже с некоторыми ребятами, я восхищался игрой на гитаре Сергея Дурыманова, Миши Минимуллина, игрой на гармошке Саши Соболева, кстати, который
закончил Пермское кульпросветучилище. К глубокому сожалению, уже нет
с нами в этом мире Саши Соболева,
Серёжи Хорькова, Розы Минимуллиной. Вечная им память!
А всем здравствующим моим товарищам по ансамблю желаю крепкого здоровья, благополучия! И надеюсь, они с благодарностью помнят о нашей школьной юности.