В России 15 марта отмечается День защиты прав потребителя. Впервые эту дату возвели в ранг официальной в 1994 году. С тех пор ежегодно по всей стране в этот день принято проводить "круглые столы", встречи с потребителями, организовывать "горячие" линии, публиковать материалы в газетах. "Районка" тоже предлагает своим читателям небольшую заметку, которая, возможно, кому-то станет полезной.
Нашу жизнь сложно представить без приобретения всевозможных товаров и оказания услуг. Каждый день покупаются продукты, одежда, какие то товары для хозяйственных нужд. Потребитель это не кто иной, как мы с вами, то есть обычные, простые покупатели. И порой, в огромном ассортименте, который нам предлагают современные магазины, встречаются недоброкачественные вещи и просроченные продукты. Что с этим делать ?
С таким вопросом мы обратились к главному специалисту по экономике и потребительскому рынку Е. В. Анисимовой. Вот что она рассказала:
- Конечно же, потребители должны знать о своих правах. Закреплены они и в "Законе о защите прав потребителей", и в Гражданском кодексе, и в других законодательных актах. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" гласит о том, что каждый имеет право не только на качество товара, работы и услуги, но и на их безопасность, на полную информированность об изготовителе, исполнителе, продавце. Потребитель также должен знать ряд прав при обнаружении в купленном им товаре недостатков в течении гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет со дня передачи товара. У человека, купившего не качественный товар или получившего не соответствующую требованиям услугу, есть право на возмещение убытков, возврат денег, на обмен товара, ремонт и так далее. Закон предусматривает широкий спектр прав потребителей. Главное - не стесняться пользоваться своими правами.
- Елена Викторовна, бывают такие случаи: купили продукты в магазине и лишь дома, посмотрев срок годности, обнаружили, что есть просроченный товар. Что делать?
- В первую очередь нужно обратиться в магазин, где вы приобрели этот продукт. Если урегулировать спор мирным путем не получается, то нужно обратиться к нам.
- Сколько обращений поступило к Вам к 2017 году?
- Количество обращений за прошедший год было 4. Из них два - в письменном виде. Если сравнивать с 2016 годом, то их количество снизилось на 50%, так как за 2016 год было 8. В основном составляются претензии в адрес продавцов товаров и исполнителей услуг. За 2017 год было составлено две таких претензии.
Елена Викторовна совсем недавно занимает свою должность. Но во всех нюансах работы старается разобраться, вникнуть. У нее есть большое желание трудиться, помогать людям, а это главное.
Потребительский рынок сегодня представляет нам широкий спектр товаров и услуг. Ведь спорная ситуация может возникнуть не только при покупке продуктов питания, бытовой техники, каких-то вещей. Сюда же входят и транспортные, платные медицинские, почтовые, ритуальные услуги, связь и многое-многое другое. А люди, не зная свои права, порой остаются беззащитными перед недобросовестными предпринимателями. Важно, чтобы человек отдавая свои деньги, не просто приобрел что-то новое, но и был осведомлен, защищен, грамотно подкован. Именно поэтому День защиты прав потребителей, еще раз напоминающий нам о наших правах, так необходим в нашем обществе.
Завершая беседу, Елена Викторовна Анисимова подчеркнула, что права свои отстаивать нужно обязательно. А в случае возникновения недоразумений, касающихся предоставления некачественных товаров и услуг, обращаться в управление экономики, земельно-имущественных отношений и инвестиций администрации Краснопартизанского района, а также в Северо-Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в г. Пугачеве.