Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной. Я родился в селе Александров-Гай, в краю привольных тюльпанных степей и цветущих садов, в краю, где живут замечательные трудолюбивые люди.
На уроках искусства мы познакомились с ремеслами, которыми занимались алгайцы. И чего только не умели наши мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело…
При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов – дерева, камня, глины – создавались произведения искусства.
Считаю, что знать народные ремесла, имена народных мастеров-умельцев - это лучше понимать свой народ. Обо всем этом я и решил узнать подробнее и ответить для себя на вопрос: живут в наше время ремесла или они уже давно забыты? С этой целью я провел наблюдения, изучил литературу, посетил музей, встретился с интересными людьми, в результате чего убедился в возможном возрождении и сохранении этого мастерства в нашем районе.
Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в русском быту играли различные промыслы и ремесла – обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.
Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения. В Александрово-Гае вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки. Наши предки были в основном земледельцами, поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга изображалось солнце – символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента – ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды. Наиболее древнее сочетание цветов – белый и красный. Красный цвет – символ плодородия. В народной вышивке нашего села преобладает орнамент с пышными цветами, ягодами. Характерной чертой является симметричное построение узора. На ритуальных полотенцах встречается орнамент с текстами пословиц, поговорок, молитв, большинство изделий вышито крестом, реже – гладью.
В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Л. Торбина, Н.П. Корнева, С.Н. Кабанова, А.И. Мозоль, А.Н. Луговская.
Искусство художественной обработки дерева в нашем селе имеет глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Из дерева любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью. Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей – фигурки различных животных, музыкальные инструменты – дудочки и свистульки, а также деревянные скульптуры.
С целью отыскать мастеров-умельцев села я посетил краеведческий музей. Директор музея В.М. Давлекаев рассказал мне о том, что в музее собрана коллекция предметов глубокой старины в экспозициях "Культура и быт русского народа" и "Творчество наших земляков". Каждый экспонат имеет свою историю и бытовал в семьях нашего района. В ходе поисковой работы в дар музею передавались семейные реликвии. Музей ведет постоянную исследовательскую работу по определению истории возникновения экспонатов. К сожалению, мне удалось узнать имена немногих умельцев, чьи работы представлены в музее, имена тех, кто развивал ремесло в селе.
Часто гостем музея является умелец резьбы по дереву Константин Петрович Курганов. Рассказы о давно минувших днях незримо живут в каждой вещи, в которую вложена частица доброй, любящей, удалой русской души. Каждый предмет таит в себе историю и может рассказать о быте, традициях, обычаях того далекого времени. Но, к сожалению, не все имена мастеров известны. Односельчане, находя предметы старины, приносят их в музей, однако авторов этих работ зачастую не знают. Из встречи и разговора в музее я сделал вывод, что каждый из нас должен знать историю своей семьи, своих предков, своего села, знать, какими людьми были наши предки и чем занимались, иначе мы не сможем понять свой народ и его традиции.
Задавшись целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев, я расспросил об этом своих родителей, дедушку и бабушку, соседей и одноклассников. Вот о ком я узнал из их рассказов.
Анна Сергеевна Загребина, учитель технологии школы №1, занимается вязанием. В ее руках обычные ткани превращаются в красивых кукол. Это умение ей передалось от бабушки, которая одевала всю свою семью одна, вязала пуховые шали, носки, варежки и многое другое.
Константин Петрович Курганов, водитель прокуратуры, изготавливает удивительные чучела зверей, птиц. Этим творчеством он начал заниматься с 10-летнего возраста, а первым его чучелом была лягушка.
Мурат Муратов, художник-живописец. У него много красивых картин – портреты, натюрморты, но в большей части пейзажи.
В нашей школьной мастерской проходят уроки народного декоративно-прикладного искусства, которые ведет учитель технологии Светлана Николаевна Кабанова. Девочки учатся делать кукол из разноцветных кусочков ткани. Они тщательно подбирают цвета, как когда-то это делали мастерицы лоскутного творчества.
Из бесед с ними я узнал много интересного, а самое главное, что свое первое обучение мастерству они получали, конечно же, в семье, где почитались традиции русского творчества. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому, от отца-учителя к сыну, от народного мастера к ученику. Специальных теоретических знаний они не давали, а шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. Таким образом, я пришел к выводу, что, наработав личный практический опыт, освоив в полной мере ремесло, можно стать носителем традиции.
В результате моей исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что русское ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Я сумел заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, я познакомился с мастерами нашего села, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. Моя гипотеза подтвердилась: существуют все предпосылки для возрождения ремесел. Так пусть рождаются в нашем селе новые талантливые мастера!
Антон Беспятов,
учащийся 9-го класса школы № 2