Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт с. Александров Гай (Александрово-Гайский район, Саратовская область)

413372, Саратовская область, Александров-Гай, проезд Мирный, 6
телефон: 2-21-63
e-mail: zavolgskiestepi@mail.ru

История и деятельность

История и деятельность Совета судей Российской Федерации

Совет судей Российской Федерации — постоянно действующий орган судейского сообщества России, избираемый Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации. Статус Совета судей Российской Федерации, как и других органов судейского сообщества, определяется федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации.

В 1989 году был принят Закон "О статусе судей в СССР". Статья 14 этого Закона предусматривала ежегодный созыв судей субъектов Союза и субъектов республик на конференции.

К компетенции конференций были отнесены: обсуждение возникших в судебной практике вопросов применения законодательства, обращение в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений, о толковании законов, избрание квалификационных коллегий судей.

Однако судьи не ограничились рассмотрением только этих вопросов, стали обсуждать и другие накопившиеся к тому времени проблемы, в частности вопросы ресурсного обеспечения, социальной защиты судей, взаимоотношения с органами юстиции. Начался процесс самоорганизации судей в сообщество.

В 1991 году по инициативе Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедева, Министра юстиции Н.Федорова и группы судей был созван I Всероссийский съезд судей, состоявшийся 17-18 октября 1991 года, на котором было принято решение о создании Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами и который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.

Во исполнение этого решения в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет.

Судьи уже тогда осознали, что успех судебной реформы находится в их собственных руках, что от их активной позиции зависит, состоится ли в России судебная власть, поэтому наряду с реализацией внутренних потребностей судейского сообщества в поле зрения Совета оказалось практическое содействие реализации постановления Верховного Совета РСФСР "О концепции судебной реформы в РСФСР".

В марте 1992 года в Москве состоялось первое заседание Совета судей, на котором был избран Президиум Совета судей Российской Федерации из 9 человек.

Первым председателем Совета судей Российской Федерации был избран Карцев Гарольд Николаевич.

Заместителями председателя Совета были избраны Бобров Михаил Михайлович, Демидов Владимир Венидиктович.

В последующем состав Президиума был увеличен до 12 человек.

29-30 июня 1993 года состоялся II Всероссийский съезд судей. Наряду с судьями судов общей юрисдикции в нем впервые приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Был сделан еще один шаг к объединению всех судей страны в единое сообщество.

Съезд избрал новый состав Совета судей, в который вошли судьи судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов.

Количественный состав Совета увеличился до 112, а Президиум – до 15 человек. Несколько позднее в состав Совета вошел судья Конституционного Суда Российской Федерации.

По поручению II Всероссийского съезда Совет судей принял Кодекс чести судьи Российской Федерации, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности. Практикой Верховного Суда Российской Федерации и квалификационных коллегий судей Кодексу придан нормативный характер.

Принятие Кодекса чести свидетельствует о том, что Совет судей был озабочен не только вопросами социальной защиты судей, сохранением льгот и привилегий, но и состоянием судейского корпуса страны, наведением порядка в своем собственном доме.

Крупными задачами, поставленными перед Советом самой жизнью, стали: сохранение целостности федеральной судебной системы и единства статуса судей, отделение судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному и кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Минюста России к Судебному департаменту – органу, полностью подотчетному судейскому сообществу.

Первоочередной задачей стало сохранение действующих судов как единой федеральной системы. Закон "О судебной системе в Российской Федерации" был одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г.

Согласно постановления IV (Чрезвычайного) Всероссийского съезда судей от 5 декабря 1996 г. в Совет судей Российской Федерации было избрано 114 человек (от Конституционного Суда – 1, от судов общей юрисдикции – 89, от военных – 9, от арбитражных – 15).

На IV Всероссийском съезде судей обсужден и одобрен подготовленный Советом судей проект закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В статье 31 Закона сказано, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции, а его руководитель назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей Российской Федерации, т.е. этот орган полностью подотчетен и подконтролен судейскому сообществу.

В 1997 году также был принят Закон "О судебных приставах". Идея создания этой службы родилась еще в 1992 году в Президиуме Совета судей и была обусловлена проблемами безопасности судов и судей.

В период работы Совета этого созыва 31 декабря 1996 года был принят Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" в концепции, которую отстаивал Совет судей и Верховный Суд Российской Федерации.

Главное что отстаивал Совет судей в этом законе: сохранение всех действующих на тот момент судов (кроме уставных) как федеральных, входящих в единую судебную систему; образование Судебного департамента не в недрах исполнительной власти, а внутри судебной системы; полномочия высших судов и Совета судей при формировании бюджета судебной системы и полномочия по контролю за исполнением бюджета; введение института мировых судей. Все это удалось отстоять.

В соответствии со статьей 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" Совет судей получил полномочия по формированию бюджета судебной системы.

27-29 ноября 2000 г. состоялся V Всероссийский съезд судей, избравший новый состав Совета судей, состоящий из 114 человек.

Одной из главных задач, на разрешение которых была направлена работа этого съезда – укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах.

Совет судей принимал активное участие в рабочей группе по разработке предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность судов, адвокатуры, прокуратуры и статуса судей, созданной распоряжением Президента Российской Федерации (руководитель группы – заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Д.Н. Козак).

Одним из важных вопросов в деятельности Совета в этот период было обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.

При непосредственном участии Совета судей РФ была создана уникальная, не имеющая аналогов в мире, Государственная автоматизированная система "Правосудие", объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции, систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ, органы судейского сообщества. Совместно с Судебным департаментом были разработаны и утверждены Методические рекомендации по формированию и размещению информации о деятельности судов общей юрисдикции в глобальной сети общего пользования Интернет на официальном интернет-сайте суда.

VI Всероссийский съезд судей, состоявшийся 30 ноября - 2 декабря 2004 г постановил: усилия органов судейского сообщества должны быть направлены на: существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов; укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения; улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов; повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей; принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи; принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению безопасности судей и членов их семей; повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.

Советом судей РФ совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 27 апреля 2006 г. были разработаны и утверждены Правила поведения работников аппарата суда, которые рекомендованы к руководству.

VII Всероссийский съезд судей был собран 4 декабря 2008 г. Одним из решением принятых на съезде было об установлении порядка, при котором проекты законов о внесении изменений в законодательные акты по вопросам ведения высших судов страны могли бы быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации только при наличии официальных отзывов соответственно Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и заключения Совета судей Российской Федерации и ряд других решений направленных на развитие судебной системы РФ.

VIII Всероссийский съезд судей проходил с 17 по 19 декабря 2012 г. на котором признано приоритетом национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, направленной на государственную поддержку семьи, материнства и детства, предусмотрены меры по сохранению семейных ценностей, профилактике правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации и исправлению. Несмотря на поддержку идеи о создании специализированных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних (ювенальных судов), дальнейшее развитие это направление не получило.

Одной из важнейших гарантий реализации права на справедливое судебное разбирательство является своевременное исполнение судебных решений. Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" был признан Европейским Судом по правам человека эффективным средством правовой защиты российских граждан.

Кроме того, на 8 съезде судей было принято постановление от 19.12.2012 года, которым поставлены задачи перед органами судейского сообщества РФ, судьями, работниками аппарата судом, направленные на развитие судебной системы России по утверждению подлинно независимого и самостоятельного правосудия, информационной открытости судов в целях достижения высокого уровня гласности и открытости правосудия.

Даны поручения Правительству РФ разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О нормативах финансирования судов Российской Федерации";

внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (в части определения стажа работы в должности судьи).

IХ Всероссийский съезд судей проходил с 6-8 декабря 2016 года. На Съезде было затронуто ряд важных для судебной системы вопросов, был принят резолютивный документ, определяющий направления развития судебной системы в ближайшей перспективе, а также внесены изменения в важнейшие для судей и судейского сообщества документы – Кодекс судейской этики (далее – КСЭ) и Регламенты Всероссийского съезда судей и Совета судей Российской Федерации (постановление IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. № 1 "Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе" (далее – итоговый документ), постановление IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. № 2 "О внесении изменений в Кодекс судейской этики" (далее – постановление о внесении изменений в КСЭ), постановление IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. № 3 "О внесении изменений в Регламенты Всероссийского съезда судей и Совета судей Российской Федерации").

Так, из ст. 9 КСЭ, касающейся закрепления принципа объективности и беспристрастности в деятельности судей, были исключены п. 3-5, в которых затрагивались вопросы недопущения конфликта интересов в деятельности судьи и были прописаны условия отвода и самоотвода.

Постановлением 9 Всероссийского съезда судей постановлено органам судейского сообщества Российской Федерации, судьям, работникам аппаратов судов принять исчерпывающие меры к обеспечению качественного осуществления правосудия в разумные сроки, информационной открытости судов; своим ответственным исполнением обязанностей по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и высоконравственным поведением укреплять авторитет судебной власти.

Постановлено просить Правительство Российской Федерации по итогам IX Всероссийского съезда судей: принять меры к существенному повышению оплаты труда судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; обеспечить полное финансирование материальных и социальных гарантий независимости судей, установленных законами, включая создание лечебно-санаторной базы судебной системы; разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, направленные на обеспечение в рассмотрении вопросов условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания и освобождения от наказания в связи с тяжелой болезнью , препятствующей отбыванию наказания, наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации с участием в их составе представителей заинтересованных органов власти; рассмотреть вопрос о выделении дополнительных денежных средств в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы" в части создания надлежащих условий для развития электронного правосудия, обеспечения объективной фиксации хода судебных разбирательств путем введения его обязательной аудио и видеозаписи, строительства, реконструкции зданий судов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя; рассмотреть вопрос о выделении дополнительных денежных средств из федерального бюджета в целях реализации положений федерального законодательства и создания надлежащих условий для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей в районных судах, гарнизонных военных судах; предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований на создание Судебным департаментом ведомственной охранной структуры для охраны судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента; принять необходимые меры по обеспечению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия". Поручено Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации совместно с Советом судей Российской Федерации: а) разработать с участием Российского государственного университета правосудия проект федерального закона о нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов Российской Федерации; б) разработать проект федерального закона о создании ведомственной судебной охраны для охраны зданий судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента; в) разработать проект федерального закона об установлении нормативов финансирования на реализацию права судей, в том числе пребывающих в почетной отставке, и членов их семей на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, санаторно-курортное лечение и иных ряд поручений и обращений к Правительству РФ, Верховному Суду РФ, Государственной Думе РФ, направленных на укрепление и развитие судебной системы РФ.

Деятельность Совета судей РФ направлена на защиту законных интересов и прав судей; содействие в деле совершенствования судопроизводства и судейской системы в целом; обеспечение необходимых условий и контроля для выполнения судьями тех требований, которые предъявляет к ним Кодекс судейской этики, решение кадровых вопросов и обеспечение государственного финансирования данной ветви власти и развитие судебной системы РФ.

Автор: Ольга Логинова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1909

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика