В силу своей профессии мне часто приходилось видеть ее на всякого рода конкурсах, проходящих в рамках районных мероприятий. Всегда скромная, тихая, спокойная, не привлекающая к себе всеобщего внимания. Ее образ никак не вязался с образом представителя богемы, созданным кинематографом. Такой же тихой и скромной была моя собеседница, пока наш разговор не коснулся творчества. Заговорив об изобразительном искусстве, о своих воспитанниках и работе, Ирина вдруг преобразилась: передо мной предстала страстная, увлеченная натура, одержимая постоянным желанием творить, создавать, ваять…
Желание рисовать ею завладело в раннем детстве. Уже в 5 лет рисовала все и вся: кошек, собак, цветы и деревья. Позже на холсты стали ложиться зарисовки домочадцев, подруг и просто знакомых людей, картинки сельского быта. В холст превращались киноафиши, которые специально для Ирины оставлял киномеханик кинозала совхоза "Южный", уроженкой которого она была (ныне это с. Канавка). Также страстно девочка любила лепить. Коллекционировала фигурки и карточки балерин, мечтая стать танцовщицей. "Я боготворила Майю Плисецкую за красоту танца, пластику движений, страсть, с которой она танцевала, образы, которые она создавала на сцене", - вспоминает моя собеседница.
Как держать карандаш и кисть, смешивать краски и накладывать мазки, ее никто не учил. Дар, которым наградила девочку природа, сам выплескивался в живые картины и рисунки, наполненные радостью и теплотой ее сердца.
Школьные годы пролетели. Юная Ирина решила поступить в художественное училище им. А.П. Боголюбова г. Саратова, для зачисления не хватило одного балла, но как раз в тот момент открывался новый филиал этого училища в г. Энгельсе, и преподаватели пригласили одаренную девушку к себе на курс художника-оформителя. Выбор профессии дочери не одобрял отец Михаил Николаевич Устинов. "Художник – мужская профессия! Тебе как женщине придется всю жизнь жертвовать или семьей ради искусства, или творчеством ради семьи", - настаивал папа.
Мнение отца не раз озвучивали преподаватели сильного пола, но Ира живет и творит вопреки мужским стереотипам.
Дилемма между семьей и творчеством перед моей героиней не стояла.
"Вся моя жизнь - творчество, и я счастлива этим. Я могу, как одержимая, отдаться без остатка картине, рисуя ночь напролет. Или увлечься созданием работы в стиле флористики (картины, собранные из засушенных лепестков и листьев, подобранных по цвету, тону и фактуре) - это последнее мое увлечение. Неважно, главное что-то творить, создавать. Конечно, не смогла бы отдаться творчеству, если бы со мной рядом не было бы супруга Николая, его надежного крепкого плеча (супруги вместе уже 21 год – авт.). Возможно, моей семье, мужу и дочерям Алине и Юле, не всегда хватало моей заботы и тепла, теперь я намерена это наверстать", - призналась Ирина.
Преподавание – это одна из сторон творческой жизни моей собеседницы.
"Рисовать технически правильно можно научить любого человека, а вот передать настроение, вложить в работу душу, донести мысль до зрителя удается не каждому, здесь нужен особый дар. Моя задача - обнаружить этот дар и помочь ему развиться. Творчество в любом его проявлении, будь то изобразительное искусство, лепка или оригами из бумаги, может помочь излечить душу. Случается, дети приходят на занятия удрученные, расстроенные, замкнутые. Это можно сразу считать с их рисунков. Тут моя задача - настроить ребенка на позитив. Ведь дождик бывает не только серым, но и цветным", - поделилась тонкостями своей работы преподаватель.
Работы ее учеников не раз были признаны профи г. Саратова и даже г. Москвы. Юные художники становились дипломантами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени всероссийских и областных конкурсов. Четверо выпускников выбрали профессию художника и поступили в специальные учебные заведения.
Я была совершенно очарована этой необыкновенной женщиной: тихая скромница и страстная натура, казалось бы – несовместимые вещи. Признавшись в своих ощущениях, услышала ответ:
- Возможно, Вы правы. Мой любимый цвет - фиолетовый, а это - сочетание красного, цвета страсти, и синего, холодного цвета. В моей душе всегда кипят страсти, но я считаю, что не стоит все это выставлять напоказ. Свои переживания, радости и печали я выплескиваю в свои работы, им можно поведать все.