"Если даже очень захотеть сказать хорошее о местном самоуправлении устами тех, кто исполняет 131-й ФЗ на местах, получится невнятный лепет, да и то ради того, чтобы уж совсем не обидеть писавших и принимавших его чиновников, депутатов и экспертов. Списанный с западных образцов, он, как папуасов, сделанный по образцу и подобию виденного ими летательного аппарата, - похож, да не летает. Можно назвать множество разных причин, из-за которых муниципалитеты функционируют неэффективно, но только одна, в абсолютных условиях рыночных отношений, обездвиживает кровоток муниципалитетов на пути их развития – это финансы. Банально! Но, как говорится, против лома нет приема" (это перепечатка из журнала "Российская Федерация №12, ИЮЛЬ 2013 г.", - авт.).
Эта тема одной из главных прозвучала на состоявшемся в декабре минувшего года заседании Ассоциации муниципальных образований под председательством губернатора В.В. Радаева. "Совещание такого уровня и масштаба, когда собирается полный состав глав муниципальных образований, проводится второй раз. Безусловно, подобные встречи – прекрасная возможность для глав, особенно небольших поселений, пообщаться с губернатором, прокурором, руководством МВД и обсудить все насущные проблемы, - прокомментировал глава Новоалександровского МО А.Н. Гавришев. – Кроме того, на совещании шла речь о том, о чем уже говорил в своем Послании Федеральному собранию Президент – о финансовой несостоятельности местной власти, о несбалансированности объема ответственности и ресурсов муниципалитетов, что ведет к неразберихе с полномочиями. Это, разумеется, так. А почему? Да потому, что бюджет должен формироваться "сниза", т.е. начиная с сельских поселений, затем переход на районный уровень, а уж потом должен консолидироваться бюджет области. А у нас всё с точностью наоборот. Средств сверстанного таким образом бюджета муниципалитета хватает лишь на зарплату его служащих, оплату коммунальных услуг за объекты собственности администрации и налога на эту собственность, частично на благоустройство округа и другие мелочи. И всё! Где уж тут 46 полномочий, прописанных сегодня в Федеральном законе №131? Поэтому, если будут выделяться средства в необходимом для поселения объеме, то и ни о какой неразберихе не будет и речи".
В то же время око государево в лице прокуратуры, гостехнадзора, госпожнадзора и т.д. безусыпно следит за исполнением ФЗ №131 на местах. Это оборачивается штрафами, часто не соизмеримыми с заработной платой штрафуемых муниципальных служащих и глав поселений. "На совещании можно было напрямую задать любой вопрос и представителям надзорных органов, проблемы взаимодействия местного самоуправления с которыми и значились как один из вопросов повестки дня. Надзорные органы спрашивают с нас решения всех вопросов, предусмотренных 131 ФЗ, но при том их не интересует, на какие средства мы должны это делать. В результате штрафы могут выписать и за кучку мусора, выброшенного из ведра нерадивым жителем на "задворках" своего земельного участка, и за отсутствие скотомогильника на территории МО и т.д. Вот и приходится оплачивать штрафы в кругленькую сумму из собственного кармана", - признается Алексей Николаевич.
Одна из главных проблем сел – благоустройство. Сегодня среди более чем 23 тысяч российских муниципалитетов 19 тысяч – сельские. Жизнь в них имеет право быть такой же комфортной, как и в городе. Но не может, в принципе, потому, что благоустройство должна обеспечивать служба ЖКХ, которой в селах нет в силу своей нерентабельности. Вот и получается, что в поселениях создавать комфорт, уют и красоту приходится силами временно привлеченных рабочих и работников администрации во главе с главой. А ведь на заседании губернатор важным направлением работы органов МСУ назвал повышение привлекательности сельских территорий для жизни и работы. Выполнимая ли это задача для муниципалитетов? На мой взгляд, задача станет более реальной, если выполнить главное условие – построить дороги. Только тогда село будет привлекательным и для жизни, и для работы.
"Я считаю, село Новоалександровка выглядит достаточно привлекательным для жизни по сравнению с другими селами. Ведь село соединено с райцентром хорошей дорогой, что не может не повлиять на уровень жизни сельчан. Да и в самом селе мы всеми возможными силами стараемся наводить порядок, - продолжает глава поселения. - Есть, конечно, проблемы с внутрипоселковыми дорогами, но для их решение нужны огромные средства. В прошлом году мы провели ремонт дороги по улице Советской. По плану мы рассчитывали, что выделенных средств хватит на всю улицу, и она станет одной из центральных улиц села, выводящей на все объекты соцсферы. Но не думали, что отремонтировать хватит лишь часть дороги. Если в этом году выделят средства на ремонт дорог, то мы проложим асфальт на всем протяжении улицы. В целом я считаю, что наше село является приспособленным для жизни в нем. А вот, что касаемо занятости населения, то тут выбор невелик: либо подаваться в соцсферу, либо открывать КФХ. Хотя в последних в настоящее время дела идут не совсем гладко: цены на корма и ГСМ растут, а на мясную продукцию, наоборот, резко снижаются. Получается, нет никакой выгоды. Но не всем же быть медиками, учителями или культработниками. Многие хотят попробовать себя в иных профессиях. Вот в этом смысле сёла не помощники".
Конечно, можно долго еще говорить о проблемах сёл и о том злосчастном 131 ФЗ, который "душит" всех глав поселений, но, что в осадке? Возможно необходимо внести какие-то определенности в ФЗ №131, но, как говорится, это уже не в моей компетентности. Тем не менее, я бы не стала посыпать голову пеплом и стенать о том, что всё пропало. Возможно, что именно непростые экономические условия, в конце концов, приведут к идее о необходимости послаблений для местного самоуправления. Ведь требования к местной власти возрастают – люди хотят жить хорошо не через годы в "светлом будущем", а уже сегодня, и они имеют на это полное право.