В наш век технического прогресса, когда различные технические достижения стали играть первостепенную роль в жизни человека, специалист по искусству слова актуален как никогда. Филология – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, которая изучает язык, историю, литературу и культуру народов. Сам термин "филолог" пришел из Греции и переводится как "любовь к слову". Эту любовь к родному слову, а значит, к своей культуре, к своей Родине должны суметь передать учителя русского языка и литературы своим ученикам. В преддверии Дня филолога, отмечаемого 25 мая, мы встретились с руководителем районного методического объединения русского языка и литературы, учителем русского языка и литературы школы №2 Т.В. Клочковой, чтобы поговорить о роли филолога в школе.
22 года своей жизни Татьяна Васильевна отдала школе и любимой профессии. После школьной скамьи она без тени сомнений решила посвятить себя педагогике, не было у юной Татьяны и сомнений в выборе предметов – русский язык и литература.
"С детства я очень любила читать. Моим лучшим другом всегда была книга, а любимым местом отдыха – библиотека", - вспоминает наша собеседница.
После школьной скамьи Татьяна Васильевна сначала окончила педучилище г. Энгельса. Уже работая в школе, она получила высшее образование в Саратовском пединституте, на факультете филологии.
Давно позади волнение на первых уроках. В багаже опытного педагога победы в различных профессиональных конкурсах, последние четыре года Татьяна Васильевна возглавляет методобъединение по профильным предметам. Сегодня главной задачей для себя и своих коллег учитель считает – привить любовь к чтению.
"И задача эта не из простых, - признается педагог. – В век, когда вводишь в поисковик три буквы – получаешь слово, три слова – предложение, очень сложно конкурировать с интернетом. Сложно, но необходимо. Я работаю в школе уже 22 года. И, к сожалению, с каждым годом картина все печальнее – дети не любят и не хотят читать. Счастье, если из 20 учеников в классе – четверть с удовольствием читают книги. Отчасти в этом виновата и новая система образования. В последние годы были отменены устные экзамены, не было нужды в написании сочинений, все было заточено на прохождение тестирования, где ребенок выбирал ответ уже из предоставленных. Дети разучились писать сочинения, аргументировать свои выводы, наконец, разучились грамотно и красиво выражать свои мысли. Увы, но у молодого поколения все ниже уровень грамотности и речевой культуры".
Исправить эту ситуацию, уверена наша собеседница, можно будет, лишь объединив усилия школы и родителей.
"Ребенку с детства нужно читать. В школьном возрасте необходимо следить, чтобы он читал заданные ему произведения. Сегодня мы отчасти возвращаемся к советской школе: вновь вводятся устные экзамены, требуется умение выражать свои мысли на бумаге. К ученику приходит понимание того, что для того, чтобы он смог сдать экзамен, ему необходимо знать как минимум произведения школьной программы. Аппетит приходит во время еды, и вот уже мои ученики из одиннадцатого класса спрашивают, почему в школьной программе нет романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"!? Так, пусть и через принуждение, зарождается любовь к книге", - рассуждает филолог.
Но только принуждение не даст желаемого результата, ребенка необходимо заинтересовать.
"И это можно сделать, задействовав все тот же интернет и информационные технологии. В своей практике я постоянно привлекаю детей к участию в дистанционных конкурсах, где мы с ребятами готовим презентации, снимаем видеоролики, разрабатываем проекты. Но прежде, чем взяться за создание презентации, необходимо перечитать уйму произведений. Вот, к примеру, конкурс "Траектория чтения", проходивший в 2016 году. К участию в нем мы готовились с октября по март. Дети за это время перечитали десятки книг из русской классики и современной литературы, и зарубежных авторов. В итоге – первое место было нашим. И к слову сказать, этот класс показал очень хороший результат в итоговой государственной аттестации", - с гордостью рассказывает Татьяна Васильевна.
Большое внимание учитель уделяет и художественному чтению, по словам педагога, это тоже действенный способ привлечь ребенка к чтению.
"Я привлекаю учеников к конкурсам, которые проводит районная библиотека. Мы и сами устраиваем вечера в "Литературной гостиной". И вот уже среди любимых поэтов у моих учеников Маяковский, Ахматова, Цветаева. А Варвара Круглова стала лучшей в номинации "Художественное чтение" на районном смотре художественной самодеятельности в этом году. Филолог – это хранитель культуры. Но чтобы справиться с возложенной на нас миссией, мы не должны стоять на месте. Современный мир – наш главный конкурент, а значит, нам необходимо постоянно искать новые способы, чтобы сохранить культуру в наших детях", - подытоживает Татьяна Васильевна.