В 2013 году Наталья Александровна Киселева, директор детской школы искусств, отметила сразу три юбилейных даты. Во-первых, личный юбилей, цифру которого мы конкретизировать не будем, ссылаясь на известную фразу - "не бестактно говорить о возрасте у женщины". Во-вторых, - профессиональный: 35 лет, как Наталья Александровна работает в Александров-Гае, и 20 лет как возглавляет школу искусств.
Зная эту всегда активную, инициативную женщину, трудно представить кого - то иного на этом месте. Хотя следуя сложившемуся стереотипу, дама с музыкальным образованием – существо далекое от земных проблем. Говоря о преподавателях музыки, изобразительного искусства и др., мы представляем себе несколько отрешенного от реальности человека. А, между тем, Наталья Александровна являясь руководителем, продолжает вести уроки игры на фортепиано, но при этом совершенно не похожа на стереотипный образ. "Я больше организатор, - признается она сама. – Эта деятельность близка мне по духу". К тому же, у моей собеседницы колоссальный опыт. Можно сказать, что становление школы искусств происходило и у нее на глазах, и при её непосредственном участии.
"В то время работать было и сложно и интересно. Очень много детей приходило к нам, желая получить музыкальное образование, но очень не многие из них доходили до конца, - вспоминает Наталья Александровна. – Тогда было сложно с инструментами. Что говорить о возможностях родителей, если для нужд школы мы приобретали аккордеоны, можно сказать, нелегальным способом, на казахстанской торговой базе".
С тех пор очень многое изменилось. Уже давно в свободной продаже все, что необходимо для работы любого учреждения образования. Дети могут получать знания из разных источников, созданы условия для разностороннего развития ребенка. Но в этом моя собеседница видит и негативные моменты. "Сегодня, когда ребенок, наш ученик, загружен в школе на основных занятиях, занят в общественной жизни, а родители записали его еще и, например, в секцию по плаванию, он как бы "распыляется", - объясняет Наталья Александровна. – Раньше дети приходили к нам да и, пожалуй, всё. Соответственно и занимались они только музыкой и знания их, поэтому были глубже и тверже. Кроме того не было никаких фонограмм, мероприятия не обходились без детского хора в сопровождении опять же "живой" музыки.
К слову сказать, с 2014 года школа искусств переходит на новый формат обучения – вводятся федеральные государственные требования к знаниям, которые дают учреждения дополнительного образования. В соответствии с этими изменениями изменится и программа преподавания, целью которой станет дать ученику предпрофессиональное образование и выявить одаренных детей. Итоговые экзамены у будущих выпускников будет принимать независимая комиссия, сформированная из областных преподавателей и специалистов. Директора школы эти перемены не пугают. К тому же они, скорее, призваны поднять уровень престижа дополнительного образования, и привлекут в учреждение больше детей.
По правде говоря, я не помню ни одного случая, чтобы встретив Наталью Александровну, я увидела бы её не в духе или подавленной. Её, действительно, не пугают трудности, она легко приспосабливается к нововведениям, ведя школу, ее коллектив и воспитанников к главному – душевному богатству, хорошему эстетическому вкусу, к искусству.
Впрочем, моя собеседница очень эмоционально поспешила меня заверить, что успехи школы – это работа всего коллектива, заместителей директора, на которых лежит огромная ответственность и которые блестяще с ней справляются. Возражу лишь в одном, чтобы собрать работоспособный коллектив, организовать его слаженную работу, нужны определенные навыки и, я бы сказала, талант, коим моя героиня, безусловно, обладает.