Ольга Дмитриевна Лыженкова, это имя известно нескольким поколениям выпускников и, конечно же, нынешним ученикам общеобразовательной школы №2, не понаслышке. Она тот человек, который знакомит подростков с азами грамматики, русского языка и многообразным миром отечественной литературы. Признанный "Почетный работник общего образования", она пользуется уважением среди коллег, а теперь её имя связано еще и с конкурсом "Лучший учитель русского языка и литературы", стартовавшем в этом году по инициативе депутата Государственной думы РФ Н.В. Панкова.
"Очень приятно, что на нас сельских учителей, обратили внимание, - отзывается Ольга Дмитриевна. – Наши дети нисколько не уступают своим городским сверстникам в знании русского языка и литературы. А это, в свою очередь, результат труда наших педагогов".
Сама преподаватель, несмотря на, казалось бы, устоявшееся мировоззрение, годами отточенный подход к урокам, выработанную стратегию преподавания, не утратила желания совершенствоваться и искать новые методы, которые способны заинтересовать детей такими непростыми предметами, как и литература.
"Сегодня методов преподавания в разы больше, - говорит она. – Я готовлю презентации к своим урокам, использую в ходе разбора того или иного произведения художественные и документальные фильмы, проводим исследовательскую работу, незаменимым помощником в которой является интернет. Кроме того, современные дети не поставлены в рамки строгой показной морали, и с ними можно откровенно обсуждать многие жизненные ситуации, на которые, собственно, и опирается наша литература".
К сожалению, признается конкурсантка, нынешние дети читают меньше своих сверстников из старших поколений, что напрямую негативно сказывается и на их умениях излагать свои мысли и письменно, и устно.
"Но, если уж кто-то из ребят увлекается чтением, то их мысли и суждения глубоки и интересны, - тут же добавляет Ольга Дмитриевна. – Если позволяешь им проявлять инициативу, например, выбрать тему для литературного вечера, создать сценарий и воплотить его на мероприятии, то это будет качественно сделанная работа. Современные дети более самостоятельны и индивидуальны и это в них необходимо поощрять".
Вместе со своими учениками Ольга Дмитриевна принимает участие в областных и общероссийских конкурсах. "Ребятам это нравится, - говорит наша собеседница, которая еще и ведет в школе краеведческий кружок. – У них вообще пытливый ум, и они с удовольствием занимаются поисковой работой".
Что касается испытания, в котором принимает участие сама Ольга Дмитриевна, то, как мне показалось, оно не вызывает у опытного педагога треволнений: "Я и всех соперников-то своих не знаю, а те, с кем дружу, так и вовсе обмениваемся информацией и советами по поводу конкурсных заданий".
Итоги состязания учителей словесников будут подведены уже в мае, а до этого мы постараемся познакомить наших читателей со всеми конкурсантами поближе.