C наступлением летних деньков у участников дорожного движения прибавилось – выехали скутеристы и мопедисты! Автолюбители, как правило, объезжают двухколесных наездников очень осторожно, оставляя им как можно больше свободного места. Да и современным родителям не позавидуешь: мальчишки в подарок на день рождения просят не велосипед, как раньше, а скутер или мопед. Девчонки от них тоже не отстают. Ничего не поделаешь, – век скоростей определяет желания. Нет мечты заветнее, чем промчаться на "железном коне" по улице на зависть всем ребятам. И ветер бьёт в лицо, и сердце замирает от счастья…
Плюсы остались в прошлом
В середине девяностых мопеды почти исчезли в России, но уже в начале двухтысячных они вновь появились на дорогах – в виде импортных скутеров. Скутер мощнее своего предка и по характеристикам явно выбивается из понятия "мопед" – некоторые модели развивают скорость до 120 километров в час. В последнее время эта техника стала очень популярной благодаря ряду плюсов: мопеды очень просты в эксплуатации — прекрасная динамичность, запуск стартером, автоматическая трансмиссия, и даже возможность перевозить пассажира. У скутера нет проблем с парковкой и пробками, которые можно благополучно объехать, хоть по тротуару. К тому же, такое транспортное средство весит немного и его можно просто вести рядом, как велосипед, при неисправности или чтобы преодолеть препятствия. Ну и самый большой плюс: мопеды и скутеры не требовали регистрации, а управлять ими можно было без прав. Да, теперь эта привилегия для владельцев двухколёсных "железных коней" останется в прошлом. Почему? Об этом чуть позже. Согласно статистике, только за последние девять лет число ДТП по стране с участием мопедов и скутеров выросло почти в девять раз, достигнув 8000 случаев в год.
До буквы "М" нужно дорасти
Серьёзные травмы и гибель водителя в таких авариях не редкость. Знаете, как мопедистов и скутеристов называют в народе? "Хрустики" – по аналогии со звуком ломающегося пластика. Подростки, ни разу в жизни не сидевшие за рулем, пытаясь "укротить" "железного коня", просто не справляются с управлением. Скутеры и мопеды только на первый взгляд кажутся безобидными, а ведь это тоже транспортное средство повышенной опасности. Причём оно подчас более опасное, чем автомобиль. Специфика в том, что это сезонный транспорт. А за зиму водители теряют навыки вождения. А у скутеристов и мопедистов этих навыков зачастую нет вообще. И многие из них даже не знают правил дорожного движения. Теперь все любители покататься с ветерком на двухколесном транспорте будут вынуждены зубрить ПДД, проходить специальное обучение и сдавать экзамены по вождению, чтобы получить водительское удостоверение. Всё – по-взрослому, всё – по новому закону, который в конце апреля прошлого года в третьем, последнем, чтении приняла Госдума, а 7 мая 2013 года подписал Президент России Владимир Путин.Этот закон вступил в силу с ноября прошлого года.Теперь в России вводятся десять категорий водительских прав против бывших пяти. Одна из новых – категория "М". "Имея права с такой буквой, можно садиться за руль мопеда и скутера, но только при одном условии: если вам уже исполнилось 16. Отдельная категория "М" сделает скутеристов законными участниками дорожного движения, а значит, ответственными за любые правонарушения на дороге. С точки зрения безопасности дорожного движения, это очень нужная мера, - рассуждает инспектор направления ПДН отделения полиции №1, ст.лейтенант А.П. Даминова.– Кроме того, любой скутер – одноместное транспортное средство. И даже если на нем есть два места для сидения, в чем я сильно сомневаюсь, то перевозить на втором месте можно только маленького ребенка. И,пожалуй,еще одно главное условие:каждый водитель "легкого" транспорта должен иметь специальный застегивающийся шлем".
Пешеход или водитель?
Казалось бы, неуместный вопрос, но им задавался каждый, кто наблюдал, как водители скутеров и мопедов лихо гоняют по проезжей части, невозмутимо объезжая других участников дорожного движения. И в этом нет ничего удивительного, ведь до недавнего времени сесть за руль скутера и выехать на проезжую часть мог любой вне зависимости от того, знает он правила дорожного движения или нет.Закон, по которому те, кто управляет скутерами и мопедами, должны получить права, рассматривался целых три года. Может, пролежал бы он в Государственной Думе России и дольше, да вот только рост числа аварий и смертей по вине водителей "легкого" транспорта, наконец-то, подтолкнул депутатов в кратчайшие сроки провести поправки в законопроект. Остается надеяться, что в этом году открытие мотоциклетного сезона не станет столь масштабной акцией: из числа любителей скорости автоматически выпадут владельцы скутеров и мопедов, не достигшие 16-летия и не получившие права. И хочется надеяться, что дорожных трагедий и детских смертей на дорогах станет меньше.