Как только на реке Б.Узень вскроется лед, а до этого остались считаные дни, с. Луков Кордон окажется отрезанным от райцентра. Это случается ежегодно в независимости от уровня паводка. Вода в реке поднимается и закрывает новостепновский мост.
"Мы люди привыкшие. Как правило, к этому времени уже более или менее просыхают степные дороги и выехать из села можно. Для особых случаев мы запасаем бензин, техника вся на ходу - и при необходимости сможем отправить в райцентр, скажем, тяжелобольного. Вообще у нас очень опытный фельдшер К.Д. Бармакова, на которую вполне можно положиться. Она готова оказать квалифицированную помощь и днем, и ночью. Так же и наши предприниматели – люди серьезные, крепко стоящие на ногах, завезут в нужных количествах и продукты питания, и товары первой необходимости. Единственное, что составляет сложность, - это доставка хлеба. Её, конечно же, не будет. Но опять же наши жители – люди, приспособленные к трудностям, будут печь сами", - рассказывает заведующий сектором по решению вопросов местного значения Ю.Н. Туманов.
Насосную установку, которая сегодня качает в дома новостепновцев воду, в ближайшие дни тоже снимут, дабы не унесло течением. На этот случай, как уверяет наш собеседник, в каждом дворе имеются резервуары с запасами. "Конечно, люди уже привыкли, что вода по трубам приходит в дома практически круглосуточно. Здесь, кстати, нужно сказать спасибо нашему новому мотористу Т. Малаеву, который полностью отремонтировал водонапорную башню, благодаря чему, если днем и происходят отключения, то не больше, чем на пару часов, а давления в трассе хватает на все бытовые нужды. Но в период паводка придется переждать, возможно, отложить какие-то крупные хозяйственные дела, потерпеть", - продолжает Юрий Назарович.
Терпеть жителям придется от одной до двух недель, а пока мы добирались в Луков-Кордон по асфальтированной дороге и через мостовой переход. Ну или по условно асфальтированной дороге и мосту. И первая, и второй вопиют о необходимости капитального ремонта. По дороге (около 8 км) мы, объезжая ямы и ухабы, черепашьим темпом ехали более 20 минут, а на горбатом мостовом переходе без отбойников и перил (о, прошу прощения, их здесь отродясь не бывало!), с торчащими во все стороны проржавевшими трубами, арматурой и глубокими промоинами, можно истратить километры нервов. К слову сказать, зимой, когда в Луков Кордон приезжала техника для уборки снега, опытные трактористы отказывались заезжать на мост и подниматься по крутой ледяной дороге в гору, в село. Приходилось вызывать местных, привычных.
"Проект на строительство нового мостового перехода есть. Он был сделан ещё несколько лет назад, но как бывший строитель я знаю, сколько может стоить его реализация – это десятки и десятки миллионов. Мы готовили коллективные письма от жителей села к депутатам разных уровней с просьбой помочь. Ждем", - разводит руками представитель местной власти.
А с дорогой и вовсе ситуация неоднозначная. Как выяснилось, до сих пор она находится на обслуживании Новоузенского района (территориально этот участок проходит по соседнему району), и её ремонтом занимаются соответственно дорожники из Новоузенска. Ну опять как занимаются? Так, делают вид…
В прошлом году впервые за многие годы провели ямочный ремонт. И, да! Мы видели эти заплатки, но их гораздо меньше, чем ям, а весенние ручейки, которые уже вовсю журчат по многострадальному асфальтовому полотну, резво и с легкостью создают новые трещины. Сам же Юрий Назарович оценивает качество дороги на "дохлую троечку", и это опять же оценка человека привычного. Любой житель села или его гость знают, что самый ближайший и наименее затратный путь к Луков Кордону - это степные направления. Так и хочется спросить: "А, мы точно сейчас в 21 веке?"
В целом же село живет в своем привычном ритме, впрочем, в этом году особо радуясь тому, что зима, наконец, отступила.
"Это был очень сложный период. С постоянными заносами и страхом за людей, которые застревали на своих машинах в степи, или, у нас более 20 пенсионеров, за тех, чей возраст перевалил за восемьдесят, и будучи отрезанными от внешнего мира они могли не получить своевременную медицинскую помощь. Но, к счастью, всё обошлось, хоть и стоило это больших и финансовых и моральных затрат. Хочу сказать большое спасибо главе района С.А. Федечкину, который всегда оказывал помощь, исходя из имеющихся в районе ресурсов, нашему односельчанину, как я его называю, "человеку–агрегату", неутомимому С.М. Манаеву и трактористу из соседнего села С.И. Гуртуеву, который на собственном К-700 помогал нам очищать наши дороги, нашему местному жителю С.С. Дусмурзенову и, конечно, школьникам, которые в силу своих возможностей помогали пенсионерам бороться со снегом", - до сих пор эмоционально переживает события прошедшей зимы Ю. Н. Туманов.
Впереди у сельчан решение насущных вопросов – благоустройство, организация сезонно выпаса скота и ремонт того самого злополучного моста. Новостепновцы ежегодно после паводка латают свой вздыбившийся, вероятно, от многолетнего перенапряжения мосток, чтобы и дальше можно было им пользоваться. Но, кажется, лучше бы этого больше не делать. Может, если его унесет очередным паводком, быстрее построят новый.