Предлагаем вашему вниманию основные тезисы концепции, а с ее полным текстом можно познакомиться в приложении к данному материалу.
Под устойчивым развитием вообще понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества, характеризующееся экономической эффективностью, экологической безопасностью и социальной справедливостью.
Под устойчивым развитием сельских территорий в концепции понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее:
- выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов;
- расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни;
- поддержание экологического равновесия в биосфере.
Возможно такое устойчивое развитие, по мнению авторов концепции, при нескольких условиях:
- макроэкономической стабильности и увеличения валового внутреннего продукта;
- обеспечения экономического роста в сельском хозяйстве;
- развития несельскохозяйственной занятости в сельской местности;
- достижения на селе социально равных с городом условий получения доходов и общественных благ;
- улучшения доступа для хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на селе, к рынкам материально-технических, кредитных, информационных, других ресурсов;
- формирования в сельской местности институтов гражданского общества, обеспечивающих защиту экономических и социальных интересов различных групп сельского населения;
- осуществления программ по улучшению экологической ситуации в сельской местности.
В представленной концепции дано описания состояния и определены основные тенденции ситуации, в которой сейчас находится российское село.
Авторы констатируют, то в настоящее время российское село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются:
– ухудшение демографической ситуации в сельской местности.
Сокращение численности сельского населения наблюдается в 75 регионах, что обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями. Миграционный прирост сельского населения, начавшийся в начале 90-х годов, к 2001 г. сменился оттоком. При этом интенсивность миграции молодежи из села в возрасте до 30 лет почти в 2 раза выше среднего уровня. При незначительном повышении в 2001 г. по сравнению с 1999 г. уровень рождаемости (на 0,3 промилле) смертность сельского населения продолжает расти во всех группах, особенно у мужчин в возрасте 30-39 лет. Ожидаемая продолжительность жизни на селе (64,2 года) ниже, чем в городе, на 1,5 года;
– сельская бедность и высокий уровень безработицы сельского населения.
Несмотря на наметившийся в последние 3 года рост занятости и доходов сельских жителей, их уровень продолжается оставаться низким. Общая безработица на селе составила в 2001 г. 11,1%, регистрируемая 2,6 процента. Большинство сельских безработных (74,8%) не получают пособия и социально не защищены. В критической зоне (с показателями уровня безработицы свыше 10%) находятся 48% регионов, в 10 регионах уровень общей безработицы выше 20%. За чертой бедности по денежным доходам живут 29,5 млн. сельчан (75,6%), по располагаемым ресурсам - 23,8 млн. (61,1%). Располагаемые ресурсы 8,7 млн. сельских жителей (22,4%) в 2 и более раз ниже прожиточного минимума. Доля бедного населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе. Заработная плата в сельском хозяйстве составила в январе 2003 г. 1631. руб. или 35% к общероссийскому уровню.
– снижение качества жизни в сельской местности, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры, сужение доступа селян к основным социальным услугам - образованию и здравоохранению.
За период с 1996 по 2001 год число дошкольных учреждений в сельской местности сократилось с 31,5 тыс. шт. до 22,0 тыс. шт. (на 30,2%), общеобразовательных школ - с 47,2 тыс. шт. до 44,8 тыс. шт. (5,1%), учреждений культурно-досугового типа - с 52,6 тыс. единиц до 48,0 тыс. единиц (8,7%), общедоступных библиотек - с 40,1 тыс. шт. до 38,9 тыс. шт. (3,0%), киноустановок - с 30,0 тыс. до 14,6 тыс. шт. (51,3%), участковых больниц - с 4409 единиц до 3261 единиц (26,0%), доставочных участков почтовой связи - с 85,4 тыс. шт. до 81,6 тыс. шт. (4,4%).
Более 380 тысяч сельских семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда остается низким: только 40% жилой площади оборудованы водопроводом, 31% - канализацией, 40% - центральным отоплением, 74% - газом, 19% - горячим водоснабжением. На начало 2002 г. на селе не имели телефонной связи 35,6% сельских населенных пунктов. Удельный вес сельских поселений, лишенных связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, составил 34 процента.
– разрушение эволюционно сложившейся системы сельского расселения.
По данным Госкомстата России, в период между переписями, населения 1989-2002 гг. обезлюдело около 17 тыс. сельских населенных пунктов. Это обусловило утрату социально-экономического контроля за многими исторически освоенными территориями, сокращение экономического потенциала сельских территорий за счет выбытия из сельскохозяйственного оборота около 40 млн. га земель, их одичание и потерю для нужд общества.
Все это, по мнению авторов концепции, ведет к росту социального иждивенчества сельского населения и спаду трудовой активности, отторжению рыночных реформ и неприятию нарождающегося нового общественного строя, что подтверждается их устойчивой поддержкой в выборных кампаниях оппозиционных сил.
В завершении описания ситуации, в которой находится российское село, делается вывод: "Масштабы нынешнего социального неблагополучия российского села таковы, что ставят под угрозу дальнейшее существование российской государственности и делают невозможным обеспечение устойчивого развития российского общества".
Предпринятые в последние 4 года меры по развитию АПК, хотя и вызвали стабилизацию и рост объемов производства в сельском хозяйстве и, особенно, в пищевой и перерабатывающей промышленности, но не привели к стабильному улучшению экономической ситуации в агропродовольственном секторе. Сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают острый недостаток финансовых ресурсов для текущей и, особенно, инвестиционной деятельности (в том числе в области социального обустройства села). Инвесторы, пришедшие в АПК в последние 2-3 года из других отраслей экономики, создают интегрированные агропромышленные компании с участием предприятий сельского хозяйства, практически не вкладывая средства в комплексное развитии сельских территорий.
Вызывает тревогу и увеличивающееся техническое и технологическое отставание российского сельского хозяйства от развитых стран мира.
При узкоотраслевом аграрном подходе к развитию экономики села, превалирующем в настоящее время, недооценивается насущная необходимость развития не аграрных секторов занятости, отсутствие надежных источников финансовой поддержки малого предпринимательства, развития альтернативных сельскому хозяйству сфер занятости населения.
Справочно:
В России сельская местность (обитаемая территория вне городских поселений) занимает две трети площади страны, на которой проживает 39,2 млн. человек (27% от общей численности населения). Около 150 тыс. сельских населенных пунктов объединены в 24 409 сельских администраций и 1 865 административных районов.
Кроме того, ослабление государственной поддержки отрасли приводит к низкому уровню защиты интересов отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
В качестве фактора, негативно влияющего на развитие сельских территорий, отмечается и ограниченный доступ сельского населения к рынкам продукции, материально-технических и финансовых ресурсов, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем развития в сельской местности рыночной и инженерной инфраструктуры и информационной изолированностью деревни.
Фиксируется разработчиками Концепции и слабость институтов гражданского общества в сельских районах, прежде всего, сельского самоуправления.
Выработанные принципы государственной стратегии устойчивого развития сельских территорий предполагают:
– развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции;
– преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции и кооперации, создания различных хозяйственных структур с совмещенными функциями (сельско-городские структуры), развития дорожно-транспортных коммуникаций, телефонной и других форм связи, создания единых систем общественного обслуживания населения, постепенная агломерация города и села в динамично развивающееся единство;
– взаимодействие программ по устойчивому развитию сельских территорий с мероприятиями агропродовольственной политики государства на ближайшую перспективу, в том числе со структурной перестройкой сельскохозяйственного производства (основной сферой занятости сельского населения);
– развитие социального партнерства между государством, муниципалитетами и сельским населением;
– максимальное вовлечение в хозяйственный оборот и повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности на основе повышения эффективности институциональных преобразований и усиления мотивационных механизмов развития;
– экономическая и территориальная доступность социальных услуг и объектов социальной сферы для всех групп сельского населения;
– сочетание мер государственной поддержки с мобилизацией местных ресурсов, которыми располагают сельские сообщества;
– выравнивание межрегиональных уровней экономического и социально-культурного развития сельских территорий;
– демократизация жизни сельских сообществ, повышение участия населения в принятии решений, связанных с развитием производства, планировкой и застройкой поселений, другими аспектами жизни сельского социума путем развития коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, развития местного самоуправления, деятельности общественных и общественно-хозяйственных организаций (потребительской, промысловой, кредитной кооперации и др.).
– экологически щадящий подход и бережное отношение к не восполняемым природным ресурсам при разработке и реализации механизмов жизнеобеспечения сельских жителей.
В Концепции намечен план основных мероприятия, призванных обеспечить развитие сельских территорий. В частности, предполагается:
- формирование эффективной системы государственного регулирования АПК на основе проведения целенаправленной бюджетной, кредитной, налоговой и социальной политики в интересах сельского населения, сельхозтоваропроизводителей и российской экономики в целом, регулирования агропродовольственных рынков (включая квотирование импорта и стимулирование экспорта продовольствия), развития рыночной инфраструктуры;
- финансовое оздоровление и формирование эффективных, рыночно ориентированных сельскохозяйственных организаций;
- стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту занятости и повышению доходов сельских жителей, включая:
- диверсификацию деятельности сельскохозяйственных организаций;
- развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере (сфера услуг, торговля, сельский туризм и др.);
- создание условий для получения сельскими жителями дохода от лесных и иных территориальных ресурсов;
- повышение товарности личных и крестьянских (фермерских) хозяйств за счет роста их производственного потенциала, освоения новых технологий и развития кооперации.
- реформа местного самоуправления в сельской местности;
- создание достойных условий жизнедеятельности, способствующих расширению престижности проживания в сельской местности;
- расширение доступа сельского населения к ресурсным рынкам и рынкам готовой продукции, поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации и иных кооперативных формирований;
- расширение доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам путем создания кредитных кооперативов или фондов по микро кредитованию личных и крестьянских хозяйств, а также других сельских предпринимателей;
- развитие потребительской кооперации как части АПК и социально ориентированной экономической системы путем распространения на потребительскую кооперацию льгот, предусмотренных для сельхозтоваропроизводителей;
- развитие информационно-консультационной службы на селе.
Посредством принятия целого ряда законов и подзаконных нормативно-правовых актов предлагается усовершенствовать нормативно-правовую базу.
А также:
- создать систему финансовых институтов, обеспечивающих доступ сельского населения и сельских товаропроизводителей к финансовым ресурсам;
- обеспечить снижение сельской безработицы и закрепление квалифицированных работников на селе;
- разработать систему мер эффективной адресной социальной политики и сферы социального обслуживания, направленной на поддержку наименее защищенных и бедных групп сельского населения, таких как одинокие пенсионеры и инвалиды, неполные семьи с детьми, женщины, дети, а также сельской молодежи
- внедрить систему расселения сельских жителей;
- повысить информированности сельского населения о его социальных, экономических и политических правах;
- осуществлять постоянный мониторинг развития сельских территорий.