В соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" , постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года №1317 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607…" и постановлением Правительства Саратовской области от 30 апреля 2013 года № 220-П "О порядке подготовки ежегодного сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах Саратовской области", правительством Саратовской области проведена оценка деятельности органов местного самоуправления области за 2014 год с учетом показателей за период с 2012 по 2014 год и его динамики за этот же период.
Оценка проведена по девяти разделам:
1. Экономическое развитие; 2. Дошкольное образование; 3. Общее и дополнительное образование; 4. Культура ; 5. Физическая культура и спорт ; 6. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем ; 7. Жилищно-коммунальное хозяйство; 8. Организация муниципального управления ; 9.Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
По итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления из 38 муниципальных районов Александрово-Гайский район находится на 10 месте.
Ниже среднеобластного показателя процент субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тысяч населения. Характерной особенностью данного показателя является его неоднозначность. На результативность данного показателя значительно влияют такие факторы, как социально-экономическая специфика района, удаленность от областного центра и крупных населенных пунктов, его демография, процент нелегальной занятости населения, экономическая среда, складывающаяся в последние годы, и, пожалуй, основной фактор - наличие/отсутствие в районе крупных предприятий, государственных и муниципальных учреждений. Следует заметить, в районе в рамках муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства" в 2012-2014 годах осуществлялись меры поддержки вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства и действующим менее одного года. Получили гранты 16 предпринимателей на сумму 3291 т. рублей.
По линии министерства сельского хозяйства в 2014 году получена субсидия из средств федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства 14 хозяйств получили 6270,6 т.р. , на поддержку племенного животноводства – 3 хозяйства получили 11980,4 т.р. , на поддержку начинающий фермер – 1 хозяйство получило 1443,0 т.р.
Информация для предпринимателей об участии в программах поддержки, реализуемых на территории области размещена на официальном сайте администрации района и Правительства Саратовской области.
За 2012-2014 годы в районе начали работу три инвестпроекта в области животноводства. С целью привлечения инвестиций в район на сайте администрации размещены предложения по инвестплощадкам на объектах муниципальной собственности. Разработаны инвестпроекты для потенциальных инвесторов в области животноводства.
Отмечен низкий показатель доли прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их объеме. Динамика 2014 года по отношению к 2013 году по данному показателю положительная.
Процент земельных участков, являющихся объектами налогообложения, в общей площади территории муниципального района составляет 70%. Основной причиной является наличие участков, не прошедших регистрацию и в связи с льготами по действующему федеральному законодательству и местным нормативным актам и район находится в лидерах по доли многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственных кадастровый учет.
По сравнению с другими районами наилучших результатов район достиг по состоянию автомобильных дорог общего пользования, по обеспеченности автобусным (железнодорожным) сообщением . По итогам за 2014 год динамика обеспеченности автобусным (железнодорожным) сообщением в районе по сравнению с 2013 годом снизилась (- 1,0%).
В 2014 году по области среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций составила 24074,6 рублей, что на 7,4 % выше по сравнению с 2013 годом. Наш район входит в десятку наилучших по области по росту среднемесячной заработной платы (22217 рублей).
Положительная динамика среднемесячной заработной платы наблюдается и в учреждениях социальной сферы, где Александрово-Гайский район находится в лидерах.
По показателю энергосбережения и энергетической эффективности Александрово-Гайский район находится на 2 месте среди муниципальных районов области. В рамках федерального закона от 29.11.2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" администрацией района выполнены все требования закона. На объектах муниципальной собственности установлены приборы учета, ведется строгий контроль за потреблением ТЭР.
Работа органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства признана эффективной. Отопительные сезоны за последние три года прошли без аварий, услуги населению были предоставлены в полном объеме. Учреждения бюджетной сферы не имеют задолженности за предоставленные топливно-энергетические ресурсы. В рамках Программы " Обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности объектами социальной и инженерной инфраструктуры ведется реконструкция водоснабжения с. Луков-Кордон на что израсходовано средств федерального и областного бюджетов 16,9 млн. рублей. В 2014 году в целях обеспечения населения технической водой в населенных пунктах произведено строительство 6 прудов.
В 2014 году объем налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района по сравнению с 2013 годом снизился на 1,4 %. Основная причина сокращения объема налоговых и неналоговых доходов связана с перераспределением налога на доходы физических лиц между уровнями бюджетной системы. В соответствии с внесенными изменениями в бюджетный кодекс РФ с 2014 года на 10 процентных пунктов снизился норматив зачисления налога в бюджеты муниципальных районов и городских округов. По расходам бюджета за 2014 год район один из немногих, который не имел просроченную задолженность по заработной плате, платежам за ТЭР, налогам и сборам. Отсутствие долгов- это признак рационального и эффективного использования бюджетных средств.
В мониторинге эффективности деятельности органов местного самоуправления учитывается показатель по муниципальным зданиям социальной сферы, находящимся в аварийном состоянии. По данному показателю работа органов власти в районе признана положительной. Этому предшествовала постоянная работа. В 2012 году закончена реконструкция школы № 3 на 88,0 млн. рублей, в 2012-2013 годах в рамках ФП " Модернизации системы образования" израсходовано 18,8 млн.рублей на мероприятия по энергоэффективности ( в школах проведены замена окон, дверей, проведен ремонт системы отопления и ремонт кровли), в 2013 году проведен капитальный ремонт кинотеатра " Маяк" и СДК с. Камышки на сумму 5,0 млн.рублей. В 2014 году проведен ремонт спортивного зала в школе п. Приузенский на сумму 1109,5 т.р., ремонт отопительной системы в ДС "Теремок" на сумму -96,8 т.р., проведено утепление фасада и кровли ДС "Улыбка" на сумму 530,0 т.р.
По ФП "Доступная среда" созданы условия для инклюзивного обучения в школе №1 на сумму 2222,0 т.р.
Район находиться в лидерах по динамики показателя " Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу" и имеет низкий показатель стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Высокие показатели достигнуты районом в области образования, культуры и физической культуры и спорта.
По итогам сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправлении за 2014 год правительством области даны рекомендации органам местного самоуправления по повышению эффективности деятельности.
Г.В. Лезнева, председатель комитета по экономическим
и финансовым вопросам