В России говорят "от сумы и тюрьмы не зарекайся", наверное, это выражение подразумевает самые страшные крайности, которые могут произойти с любым человеком. Спорить не буду, но в этот список я бы ещё добавила инвалидность. "Не совсем обычные люди", "люди с ограниченными возможностями здоровья", сколько толерантных эпитетов мы придумали лишь бы не называть вещи свои именами. В лучшем случае встречаясь с этими людьми, мы испытываем чувство неловкости и отводим в сторону глаза, в худшем – не принимаем их в свое общество, считая "вторым сортом". И один раз в год мы вспоминаем, что обязаны быть добрыми по отношению к ближнему своему, терпимыми и внимательными. Как такое жестокосердие может жыть в стране "широкой души"? - это второй вопрос. Первый же заключается в следующем, а каждый ли из нас уверен, что завтра не окажется в инвалидной коляске, или в семье не появится ребенок с умственными или физическими отклонениями. И как тогда жить, кого винить? Правда, ведь страшно оказаться изгоем в обществе, встречать сочувствующие или откровенно насмешливые взгляды, будучи абсолютно не виноватым в произошедшем.
В нашем районе, на базе школы №2, учатся 26 детей, которые в силу своих возможностей не в состоянии осилить обычную школьную программу. Большинство из них, понимая свой статус ученика коррекционных классов, стесняются своего положения, скрывают этот факт от своих сверстников и знакомых. И, между прочим, это умные, мудрые (или что там о себе в превосходной степени думают такие люди?), загнали ни в чём неповинных детей в эти комплексы. С самого детства эти ребята вынуждены находиться в состоянии самообороны, закрываться в своем мирке, чтобы их не обидели и не ранили пренебрежительным отношением. Ведь и у них, как бы странно это не звучало для некоторых "интеллектуалов", есть душа, и чаще всего душа гораздо более светлая и добрая, чем у большинства тех самых "умников".
Да, эти дети не могут освоить весь объем школьных знаний, но как показывает практика, современная общеобразовательная программа вообще "мелкое сито", с заданиями зачастую не справляются даже родители, когда-то получившие высшее образование. Но зато эти дети умеют и любят делать то, к чему многие их сверстники равнодушны. Они работают руками.
С пятого класса у ребят вводится предмет профессиональное трудовое обучение, которому посвящено 14 часов в неделю. Мальчишки и девчонки на довольно просторном пришкольном участке с удовольствием возделывают рассаду овощей, которую потом раздают бабушкам из соседних со школой домов. Но большую часть времени они проводят за швейными машинками.
"У нас замечательно оборудованные кабинеты трудового обучения, недавно по программе инклюзивного образования, мы получили новые швейные машины. И вы бы видели, с какой радостью дети осваивают это оборудование. И мальчики, и девочки прекрасно шьют, кроят. Им нравится совершенствовать свои умения", - рассказывает зам. директора по учебной работе школы №2 Светлана Алексеевна Ляляева.
Ещё один предмет, который поможет этим детям адаптироваться в несколько сложном для них мире, - это "социально-бытовое ориентирование". На этих занятиях подростки осваивают азы оформления документов (например, договор на услуги ЖКУ), изучают действующие в стране социальные институты, учатся кулинарии и знакомятся с правилами торговли. Кроме того, в программе их обучения "ритмика", "этика", "основы религии". После обязательных занятий ребята посещают разнообразные кружки.
"Особенно они любят спортивные секции, которые вел тренер ЦДТ А.Т. Джаманбаев", - рассказывает Светлана Алексеевна. Правда, сейчас преподаватель физкультуры у ребят сменился, но будем надеяться, что и новый учитель сможет снискать их доверие и уважение.
Между прочим, эти не так-то просто. Фальшь все дети чувствуют сразу.
А ещё, рассказывает о своих воспитанниках, завуч школы №2, они постоянно участвуют в районных и даже межрайонных мероприятиях.
"Мы наладили контакт с ребятами из сельхозпредприятия "Алгайский" Новоузенского района и часто проводим с ними различные мероприятия, фестивали, спортивные игры, олимпиады. Наши ученики также участвуют в районных выставках: выпечка, изделия ручного труда, это их "конек"", - с гордостью говорит о достижениях учеников наша собеседница. И поверьте мне, родителям этих мальчишек и девчонок есть, чем гордится, их дети обладают азами профессий, которые всегда востребованы. И не надо им нашего сочувствия и жалости, они такие же граждане этой страны, как и любой из нас, им нужно наше понимание, но разве всем нам этого не нужно?
Может быть, в своих суждениях я была резковата, но при этом я уверена, что в нашем обществе гораздо больше добрых и открытых людей, чем узколобых и ограниченных собственным себялюбием. А этим последним, мне бы всё-таки хотелось еще раз напомнить: "не зарекайтесь…".