С образованием в 1973 году Александрово-Гайского района одним из первых встал вопрос о перевозке пассажиров и грузов в районе. В это время создается филиал № 4 Саратовского производственного объединения грузового автотранспорта № 1 (начальником СПОГА-1 был С.Б. Шамаро). По рекомендации райкома КПСС начальником филиала назначают Н. И. Пыхова, работавшего начальником автоколонны в с. Александров-Гай от московской организации, опытного руководителя.
За период работы Н.И. Пыхова – с 1973 по 1976 годы – создавалась производственная база предприятия: были построены 2-хэтажное административное здание, котельная, 1-й модуль, автошкола. Автомобильный парк с 3-х автобусов марки ПАЗ-672 вырос до 6-ти машин, с 4-х бортовых автомобилей ЗИЛ-130 с прицепами до 20 таких машин, с 3-х бензовозов до 9-ти и, естественно, численность работающих на предприятии с 20 человек увеличилась до 60.
В течение полгода исполнял обязанности начальника филиала А. И. Гусев, бывший директор Уральской автоколонны, а с января 1977 года филиал возглавил молодой руководитель Н. А. Ляляев, работавший в этой организации с 1974 года механиком по ремонту. С его приходом начала укрупняться производственная база, были построены блок горячих цехов, моторный, оборотный и плотницкий цеха, пополнился автомобильный парк, открылись пригородные автобусные маршруты. Это были годы созидания и развития автомобильной отрасли района.
После трагической смерти Н.А. Ляляева с августа 1986 года обязанности начальника филиала были возложены на старшего мастера Н.П. Гридина, а с февраля 1987 года бразды правления взял в свои руки В. В. Савинков, бывший до этого начальником районного агропромышленного объединения. За годы руководства предприятием В.В. Савинкова автомобильный парк пополнился грузовыми автомобилями и автобусами, строится 2-й модуль, штат работников расширился до 200 человек.
Ровно через год, в феврале 1988 года, филиал был переименован в "Александрово-Гайское автотранспортное предприятие", а в ноябре э.г. его руководителем становится Н. Н. Чуриков. И вновь продолжается строительство производственных объектов, необходимых для успешной работы предприятия, - 3-его модуля, мойки автомашин, здания диспетчерской , КПП, автошколы. С 1993 года автобусный маршрут на г. Саратов обслуживают техника и кадры предприятия. Парк пополняется новыми мягкими автобусами. Маршрут в областной центр становится ежедневным, стабильным.
В декабре 1996 года "Александрово-Гайское автотранспортное предприятие" преобразовывается в Государственное унитарное предприятие "Александрово-Гайское автотранспортное предприятие" ГУП "Саратов-трансавто".
В марте 2001 года директором АТП назначается Виктор Владимирович Соколов, работавший в нем с 1992 года главным механиком, главным инженером. За эти годы на предприятии открывается еще один автобусный маршрут на Саратов. Ежедневно 2 автобуса с пассажирами отправлялись в столицу Поволжья из далекого Александров-Гая. Автобусные рейсы на Саратов стали признанной потребностью жителей района. Работа предприятия в целом стабилизировалась: при поддержке правительства области были приобретены 2 новых автобуса для междугородних сообщений, ликвидирована задолженность по заработной плате, погашены долги в бюджетные и внебюджетные фонды.
В сентябре 2005 года коллектив АТП возглавляет С. А. Чиканков, работавший на предприятии с 1989 года начальником отдела эксплуатации, главным инженером. Продолжает пополняться автобусный парк: 2 междугородних автобуса, 2 автобуса ПАЗ-3205, 3 микроавтобуса марки "Газель", 1 автобус ЛИАЗ-5256 приобрели по лизингу. Предприятие открывает еще два автобусных маршрута на Саратов, и с этого времени ежедневно 4 автобуса с пассажирами отправляются в областной центр.
В эти годы проведены ремонт и лицензирование медицинского кабинета, здания автовокзала, приобретены компьютеры, бухгалтерская программа С1 и многое другое, более современное для успешной работы.
Как видим, много изменений претерпело в ходе своей деятельности автотранспортное предприятие, и не всегда с позитивной динамикой, к примеру, в 1993 году автобусный парк имел 75 грузовых автомобилей и 25 автобусов, то в настоящее время здесь работают 24 автобуса и 8 грузовых автомобилей.
В настоящее время предприятия, работающие на рынке автотранспортных услуг, находятся в условиях жесткой конкуренции. Проблемой в сфере городских перевозок является то, что разрушена научно-обоснованная маршрутная сеть, и многие маршруты дублируются, что приводит к увеличению количества подвижного состава и снижению выручки на маршрутах. На социально-значимых маршрутах, конкурентами являются индивидуальные предприниматели, таксисты, которые перевозят только платежеспособных пассажиров, оставляя АТП льготников.
Заслуга в успехах, безусловно, в первую очередь принадлежит работникам предприятия. Большую часть своей трудовой деятельности посвятили автомобильному транспорту ветераны труда, работавшие с первых дней создания предприятия, водители Н.А. Жалнин (стаж 27 лет), Ю.С. Абросимов (стаж 24 года), Н.А. Бадов (стаж 21 год), В.И. Курганов (стаж 32 года), М.А. Чуриков (стаж 37 лет) и В.Н. Тиханин, диспетчеры Л.Н. Шугайкина и В.А. Курганова, линейный контролер В.Н. Тиханина, электросварщик Г.П. Курганов, токарь Н.Е. Тарабрин, техник по резине Н.Ф. Болтышова и многие другие. И по сей день работают на предприятии люди, преданные избранному делу такие, как кассир В.В. Смирнова, главный бухгалтер Н.С. Осипенко, главный экономист Т.П. Акчурина. Предприятие гордится опытными, грамотными водителями, какими являются братья В.В. и П.В. Аристарховы, Н.Г. Перевязкин, И.-М.У. Кульжамуратов, А.Н. Неверов, Б.М. Иманбаев, Г.Х. Демеуов, В.А. Синев, К.М. Бахтыгалиев, А.Ю. Черокманов, И.Ф. Шлепкин и др., среди ремонтных рабочих – А.В. Серомицкий, Ю.А. Мельников, В.Г. Смирнов.
За годы работы на автотранспортном предприятии лучшие среди работников были награждены нагрудными знаками "Почетный работник транспорта России" (1 чел.), "Почетный автотранспортник" (15 чел.), "В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями" (16 чел.), "Почетный работник Российского автотранспортного Союза" (5 чел.), Почетной грамотой Министерства транспорта РФ (18 чел.), а также другими почетными грамотами, ценными подарками, благодарственными письмами.
Галина НАСОНОВА