Мы осознаём, что чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родному дому, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Сегодня мы продолжаем публиковать материалы спецпроекта "Любимые уголки моей малой родины" и знакомим читателей с жителями очередного населённого пункта - хутора Северный.
Маленький населённый пункт затерялся в степи, он утопает в зелени деревьев. Здесь всего одна улица, на которой расположены важные учреждения: контора фермы № 4, ФАП и школа, где мы и побывали.
За деревянным забором большой двор со скромной спортивной площадкой. В глубине небольшой домик, вместе со мной торопится к порогу школьница. Понимая, что на часах примерно часов одиннадцать, интересуюсь:
- Опаздываешь на уроки?
- Нет, у нас они сейчас только начнутся, - с улыбкой отвечает моя попутчица.
С лёгким недоумением (ничего себе, везёт же первый урок чуть ли не в обед) входим в здание. Тишина. В коридоре ряд детской обуви. Оказывается, несмотря на тёплое время года, все ходят в сменке:
- По другому никак, ребята привыкли и понимают, что это для их же пользы, - пояснила мне потом директор, физрук, учитель математики и русского языка, истории и рисования. Всё в одном лице - Галина Владимировна Тельнова. Но это потом, а пока осматриваюсь: ряд дверей, и только из одной доносится тихий спокойный разговор.
Знакомимся. В огромной комнате два ряда школьных парт, за которыми сидят мальчишки и девчонки - в аккуратной школьной форме, любопытные глаза с интересом следят за происходящим в классной комнате и, конечно, с радостью, что выдалась лишняя минутка для общения вместо изучения учебных дисциплин. Вика Резюкова, Саша Сербелев, Даша Резюкова, Адам Ахмадов, Исраил Юсупов, Фатимат Ахмадова окружили свою учительницу у стола.
Занимается в школе одиннадцать человек. Первыми - с восьми часов начинают учебный день первоклассники, в этом году их только двое. Потом второклассники приходят, к одиннадцати - третий класс. И самые старшие, ученики четвёртого класса, начинают занятия позже других. Иногда они задерживаются до вечера - из Озёрного приезжает учительница английского языка В.Н. Капитонова. И тогда звучит в уютном классе иностранная речь.
Двадцать пятый год учительствует здесь Галина Владимировна Тельнова. За эти годы у неё на практике выработана своя система обучения грамоте хуторской малышни, усовершенствованы методики образовательного процесса малокомплектной школы, налажена тесная связь с родителями, ведётся внеурочная работа с детьми. Живут здесь дружным коллективом:
- У нас нет неуспевающих, ребята стараются, тем более, что каждый здесь как на ладошке: ежедневно приходится отвечать и потому к урокам готовиться нужно - ведь завтра спросят обязательно.
Потому учителю сразу видно кто в какой школьной науке затрудняется, где пробел знаний, какой теме стоит уделить немного больше времени, чтоб быть уверенной - сегодня все ушли с хорошим настроением, материал усвоен.
Вместе с техничкой Л.З. Эскиевой поддерживает педагог здание в рабочем состоянии, тщательно следят за порядком, учат бережному отношению к своей школе и воспитанников.
Прощаюсь с Галиной Владимировной и ребятами, как раз подошли ученики четвёртого класса - учебный процесс продолжается.
Выхожу на школьный двор - тихо и благостно, щебет птиц в гуще деревьев, где-то лают собаки, мычат коровы, на хуторе свой размеренный уклад жизни - без суеты и спешки. Закрываю калитку, скоро во двор выйдет малышня. Их весёлые голоса наполнят тишину вокруг, и пока будет раздаваться на школьном дворе детский смех - хутор будет жить. Маленькая точка на большой карте района.
Осматриваюсь дальше - небольшой и празднично нарядный домик привлёк моё внимание ещё когда я шла к школе. В нём расположен фельдшерско - акушерский пункт, где заведующая Алёна Александровна Горпинченко, медсестра. Она сейчас в отпуске, и потому встретиться нам в этот день не удалось.
Поражает чистота вокруг: свежевыкрашенные голубой краской оконные проёмы, аккуратные дорожки, подведённый фундамент, клумбы вдоль всего здания. Это хозяйство санитарки О.И. Корниенко. Она живёт во второй половине дома. Иду знакомиться. Здесь тоже идеальный порядок, ничего лишнего. Во дворе большой детский джип, значит есть в доме малыш. Из-за хозпостроек раздаются гудение и детский говор, понятно, что там разыгрываются нешуточные автоситуации. Александр с другом Самратом появляются из своего "гаража".
- Бабушка дома, а вот дедушки нет. Он в своих мастерских, - важно по-взрослому отвечает мальчик и машет рукой за огороды. Там действительно расположены мастерские.
Делюсь в свою очередь, что я уже видела там его дедушку Сашу, возле своего огромного Кировца малинового цвета. (Александр Николаевич Корниенко действительно возле мастерских чинил свою технику). Внук задумался, а потом очень серьёзно заявил на моё определение цвета техники: "Дедушка скорее на клубничном тракторе, а не на малиновом". Согласна. На этом разговор о технике у нас прервался, а потому интерес ко мне у внука механизатора справедливо исчез, и он отправился по своим делам, считая себя уже достаточно взрослым, 19 октября Саше исполнилось пять лет.
Беседуем с Ольгой Ивановной. Приехала она в хутор Северный к бабушке ещё в 1995 году, здесь встретила мужа, создали семью, она устроилась на работу. Сейчас дочь Антонина работает на ферме разнорабочей, а внучок под присмотром бабушки:
- Мы на хуторе дружно живём. Жаль, что постепенно уезжают люди. У нас здесь хорошо.
Для того, чтобы было хорошо и её односельчанам О.И. Корниенко наводит порядок внутри и вокруг ФАПа, многое делает своими руками, может и здание побелить, и покрасить, и дорожки в порядок привести.
Возвращаюсь в контору фермы №4, руководит которой С.А. Калошин. На ферме порядка 30 дворов и ста жителей. Многие работают в хозяйстве, всего здесь занято 42 человека. Как и везде в районе люди трудятся в двух отраслях сельского хозяйства: растениеводстве и животноводстве.
В мастерских мы встретились с механизаторами А.Н. Корниенко, Д.В. Березнёвым и сварщиком А.А. Андрюхиным. Поодаль приводил в порядок посевные агрегаты Я.Н. Иванов, один из лучших механизаторов, он коренной житель хутора.
Закреплены за фермой четыре отары овец. Среди чабанских коллективов хороших результатов добиваются коллективы старших чабанов Д.Д. Ахмадова и Ю.В. Воробьёва, одни занимаются маточным поголовьем, другие выращивают молодняк.
Сергей Александрович рассказывает о своём коллективе, непрерывном цикле работ в агропромышленном производстве, где ещё продолжаются полевые работы.
Дело ближе к обеду, в столовой собираются на обед. А потом снова каждый вернётся на своё рабочее место, отлаженный механизм, где каждый на своём месте, знает и добросовестно выполняет работу, чтобы этот беспрерывный цикл продолжался без сбоев.