Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Еженедельная Саяногорская городская газета

655603, Республика Хакасия, Саяногорск, Заводской м-он, д. 31
телефон: +7 (39042) 6-09-10
e-mail: sayanskie@gmail.com

Учитель должен...

Учитель должен удивлять

Владимир Скитович благодарит судьбу за встречу с образованием. Эти двое так давно вместе, что научились быть друг для друга целой Вселенной

"Юбилейный" материал - это особый жанр, всегда несколько шаблонный: волей-неволей хочется представить виновника торжества при полном параде, разложить его биографию по полочкам. Идя на встречу с Владимиром Скитовичем - руководителем городского отдела образования, я внутренне была готова следовать обкатанной схеме: родился, учился, женился… Но разговор накануне 60-го дня рождения нашего сегодняшнего героя пошёл совсем в ином ключе. И получилась увлекательная беседа о верности своему делу, о непростом учительском труде, о настоящем и будущем образования, о вечном конфликте "отцов и детей" и о прочих высоких и не очень материях, составляющих нашу жизнь.

Своим путём

Шаблоны Владимир Анатольевич принялся ломать сразу. Оказалось, что он, человек, всю жизнь связанный со школой, происходит из семьи совсем не учительской. Его отец жил в Северо- Енисейске, оттуда ушёл на фронт, после войны трудился в Канске и в 1949 году приехал в Майну, на медный рудник, где долгое время проработал инженером. Там же он и познакомился со своей будущей супругой, с которой позже вместе будут трудиться в Красноярскгэсстрое. Родители Владимира Скитовича были партийными работниками и ни о каком учительстве и не помышляли.

Что до судьбы, выбранной их сыном Владимиром, то, как с улыбкой замечает сам юбиляр, всему виной близость школы - Майнской средней, от которой Скитовичи жили метрах в ста.

- Моя старшая сестра, - рассказывает Владимир Анатольевич, - тоже её окончила. Была хорошистка и медалистка...

- А вы что же? Числились в хулиганах? - не удерживаюсь я от вопроса.

- Ну почему в хулиганах?.. Просто на дворе были 70-е, и я шёл в ногу со временем: "Битлз", спорт, хиппи, длинные волосы… Мы никому ничего не доказывали. Просто это было модно. И если мама ещё иногда протестовала, то отец на все выпады в мою сторону всегда говорил: пусть ходят, как хотят, - молодые же.

Наверное, это можно считать первым уроком по педагогике. Потому что с тех пор Владимир Скитович всегда был уверен: молодёжи нужно давать самовыражаться, более того - учиться говорить на её языке.

- У людей моего возраста нередко так заведено: с ностальгией вспоминать прошлое и не принимать настоящее, - говорит он. - Но когда ты работаешь в школе, стареть душой просто не имеешь права. Учителю, да и любому нормальному взрослому, необходимо знать, какую музыку слушают его дети, какой моде следуют, на каком сленге говорят. Ты можешь это не принимать, но понимать обязан. Это вызывает у детей уважение, это их удивляет. А учитель должен удивлять.

Первые уроки

Владимир Скитович прекрасно помнит своих педагогов. И первую учительницу, Марию Георгиевну Артёменко (она и сегодня живёт в Майне), и своего классного руководителя Николая Григорьевича Кадочникова - отличного математика, фронтовика, лётчика.

- Уникальный был человек, - рассказывает о нём наш герой. - Он говорил: "Если я тебя поставлю "четвёрку", хотя ты на "четвёрку" не знаешь, меня не расстреляют, но я, возможно, дам тебе шанс в жизни". Я это навсегда запомнил: нельзя на ребёнке ставить крест. Никогда. Шанс должен быть у каждого...

При такой позиции, убеждён Владимир Анатольевич, неминуемо возрастает роль начальной школы в классической её традиции, которая сегодня, к сожалению, почти утрачена.

- Я всю жизнь связан с этой сферой и, наверное, имею право делать какие-то выводы. Школа на сегодня - самый консервативный институт. При этом она отходит от того, что было раньше, но пока не может найти пути к обновлению. После развала Союза и советской системы образования начались метания, которые продолжаются до сих пор. Основа образования - начальная школа. Это база, это жизнь. Сейчас всё чаще выпячивают детские таланты, бесконечно демонстрируя их во всевозможных телешоу. Но это далеко от реальности, это ничто без хорошей базы. Самое главное - чтобы в начальной школе детям давал знания хороший учитель, способный обеспечить им опору - тогда у них всё будет хорошо. А вот неправильными действиями можно испортить маленькому человеку всю жизнь. Поэтому в первых классах школы учителям нужно стать фактически вторыми родителями для своих подопечных. В учительство должны приходить профессионалы - очень сильные, мудрые, грамотные, способные научить добывать знания. А сегодняшний учитель зачастую сильно отстаёт от детей. В век информационной насыщенности они куда более продвинуты, чем люди нашего поколения. Мы в два года ели песок, а нынешние двухлетки запросто обращаются со смартфоном. Это нельзя не учитывать. Профессия учителя - это ежесекундный рост, педагогу всегда нужно быть в форме.

Видимо, Скитовичу-учителю удавалось оставаться в форме и не терять интереса учеников. На его столе лежат письма 30-летней давности - от выпускников, с которыми он всегда старался держать связь.

Мой собеседник зачитывает одно из посланий двадцатилетней давности в старом конверте. Автор его - ученик преподавателя истории и директора школы № 1 Саяногорска Владимира Скитовича. "Здравствуйте, Владимир Анатольевич, пишет вам курсант Высшего военно- политического училища войск противовоздушной обороны имени Ю.В. Андропова Смирнов Сергей. Вы были правы, когда говорили, что мы будем вспоминать школу. Я вспоминаю её и вас, как классного руководителя и, теперь могу сказать, любимого учителя… Спасибо вам. Благодаря вашим урокам я получил отличные знания по истории СССР, военной географии, психологии и логике…".

- Я пришёл в школу в 25 лет, моим выпускникам было по 17, - с улыбкой вспоминает Владимир Скитович. - И тогда, и сейчас я уверен, что это место, где ты можешь быть самим собой. Ты узнаёшь детей, а они - тебя. Это честные отношения.

Надёжный тыл

При таком уровне участия в жизни школы и школьников уделять внимание родным наверняка было непросто.

- Страдала ли моя семья? - невесело улыбается Владимир Анатольевич. - Сейчас я понимаю, что да. У меня два сына, они учились в школе, которой я руководил, хотя я сначала был против этого. Но потом решил: пусть лучше будут под присмотром. Но я всегда держал с ними дистанцию, всегда боялся: а вдруг кто-то что-то скажет? Теперь думаю, что это было не совсем правильно...

Младший сын, Анатолий, пошёл было по стопам отца: окончил тот же институт - Красноярский педагогический - и тот же факультет. Однако в итоге по профессии работать не стал, выбрав иной путь. Как и старший брат - Станислав.

- У меня прекрасные дети и золотая жена, - тепло замечает Владимир Скитович. - Как тёща не сидела ни секунды без дела, так и моя супруга всегда умудряется найти себе занятие. Её принципы просты: дети должны быть накормлены, муж - ухожен, и, как бы ни было трудно, стонать и плакать не в её правилах. Сыновья искали себе жён, похожих на маму. Они так и говорили всегда: "У нас есть с кем сравнить". Теперь у меня замечательные невестки и внуки.

При таком тыле и на самую сложную работу идти не страшно - со всем можно справиться.

Во главе

Владимир Скитович проработал 15 лет в Саяногорской школе № 1: с 1984-го по 1999-й, сначала учителем, затем директором. Руководителем городского отдела образования был назначен 19 июля 99-го. И для этого, кажется, были свои предпосылки. Будучи сыном партийных работников, Владимир Анатольевич сознательно избрал истфак - факультет идеологический, призванный среди всего прочего воспитывать молодых членов общества в духе "облико морале". Свой партбилет он получил ещё в армии, немало удивив некоторых старших товарищей. Даже после развала Союза заветный документ Владимир Анатольевич сохранил - на память.

- Я ещё работал в школе, когда началась перестройка - страшное время, - говорит он. - Не зря же есть такое выражение: чтоб вам жить в эпоху перемен. Нам и пришлось. В 1990-е в Саяногорске, как и в целом в стране, творилась полнейшая катавасия, менялись руководители школ, комитетов, даже города. Когда к власти пришёл Пётр Прохорович Овчинников, Царствие ему Небесное, мы с ним провели несколько кампаний, и он предложил мне стать его замом. Я отказался, пояснив, что хотел бы возглавить отдел образования. Это моё место, я чувствовал, что могу здесь что-то сделать полезное…

К слову, все перипетии профессионального пути и политической жизни родного города нашли отражение и в дневниках Владимира Анатольевича, которые он ведёт ещё с армии. В своё время в одной из таких рукописей наш герой собрал уникальную коллекцию из 4000 анекдотов: были здесь уморительные истории и про Штирлица, и про чукчу, и про Вовочку и, конечно же, про школу. Но в лихие 90-е тетрадка была попросту украдена некими предприимчивыми людьми, случайными знакомыми - владельцами небольшой типографии. Спустя несколько лет после исчезновения самописного сборника Владимир Скитович купил книгу, в которой - совпадение или нет? - в том же порядке, что и в его собственном дневнике, были опубликованы до боли знакомые образцы фольклора. С тех пор к анекдотам нынешний руководитель гороо охладел, но по-прежнему продолжает записывать в блокноты и тетради свои наблюдения и размышления, а также афоризмы великих, среди которых можно найти и высказывания классических философов, и острые губермановские "гарики".

Нашлось тут место и изложенному в краткой форме уставу отдела образования, главным пунктом в котором значится: "работать на благо учащихся и их родителей и твёрдо стоять на позиции поддержки и заботы".

Остаётся любовь

Главной проблемой современной школы Скитович считает неверие: в себя, в профессию, в подрастающее поколение, в будущее. Есть ли решение у этой ситуации? Хочется верить, что да. Но трудностей у школы сегодня хватает. И дело не только в недостатке финансирования (хотя и в нём тоже). Куда важнее и опаснее - недостаток кадрового ресурса.

- Не секрет, что в образовании работают одни женщины, мужчин-учителей почти не осталось, - резюмирует Владимир Анатольевич. - Но самое главное, добрая половина педагогических работников - пенсионеры. Есть молодёжь - талантливая, активная, но её мало! О чём говорить, если на 1050 педагогов нашего муниципалитета приходится только десять молодых специалистов… Причины понятны: ребятам, только-только окончившим пединститут, по сути, некуда возвращаться: квартир не дают, не к маме же идти взрослому человеку! Мне, молодому педагогу, в своё время предоставили квартиру, я был уверен в завтрашнем дне и вернулся в родной город без проблем. Даже мысли не было уехать куда-то. Я знал, что у меня здесь будет работа и достойные бытовые условия. Молодым педагогам сегодня этого очень не хватает.

На мой вопрос, верит ли он, что школу ждут-таки лучшие времена, Владимир Скитович ответил как философ:

- В основе всего - вера, надежда и любовь. Сегодня, когда вера сменяется неверием, а надежда - безнадёгой, нам остаётся только любовь. И это огромная сила. Любовь к близким, любовь учителя к своим ученикам, к своей профессии. Учителей не надо заставлять работать - они это и так умеют. Всего-то и нужно, чтобы изменилось отношение к профессии педагога - чтобы было, как в Японии, где даже на тень учителя боятся наступить. И ни чьё-то богатство, ни чей-то там статус не должны на это влиять.

Автор: Александра ПРЯТКИНА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 775

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика