Можно долго спорить о том, должна ли школа воспитывать, или её главная задача - давать знания, а воспитанием пусть занимается исключительно семья… Спорить можно, но значение школы в процессе становления ребёнка переоценить нельзя. И главная роль в этом сложном процессе отводится, конечно же, классным руководителям. Именно им и был посвящён конкурс "Самый классный классный", инициатором которого в своё время выступила руководитель городского методического отдела классных руководителей Светлана Кричевцова.
- Конкурс "Самый классный классный", - рассказывает Светлана Феликсовна, - в этом году проводится уже в шестой раз. Участникам творческого испытания было предложено провести беседы с учениками, порассуждать на весьма серьёзные темы: что такое вежливость - сила или слабость; что такое красота и какой она бывает; можно ли прожить без ошибок и как их исправить; как быть успешным…
Примечательно, что о теме разговора, который, к слову, классным руководителям предстояло вести с совершенно незнакомыми детьми (собеседниками педагогов здесь выступали учащиеся пятых-восьмых классов школы № 2), конкурсанты узнавали за 15 минут до своих открытых уроков. Так что учителям приходилось импровизировать, что, впрочем, придавало общению их с ребятами лишь больше живости.
В состав жюри, помимо Светланы Кричевцовой, вошли председатель Саяногорской территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Людмила Афанасьева, директор школы № 2 (в стенах которой, собственно, и проходило мероприятие) Надежда Агишева, учитель физкультуры Майнской школы Нина Порхун, учитель английского языка школы № 3 имени Героя России Сергея Медведева Людмила Хотянович и победительница прошлогоднего конкурса "Самый классный классный" Ирина Карелина (лицей № 7). Судьи оценивали не только происходившие здесь и сейчас беседы педагогов с учениками, но и работу классных руководителей в целом, основываясь на представленных портфолио. Мелочей не существовало: в зачёт шли не только заслуги и победы учителей, но даже то, как были оформлены документы конкурсантов.
Открывать конкурсный день, а заодно и пофилософствовать вместе с ребятишками на тему совести выпало учительнице начальных классов школы № 2 Анне Старожук. И хотя Анна Владимировна обычно имеет дело с малышами, а тут ей пришлось вызывать на откровенный разговор ребят постарше, она блестяще справилась со своей задачей. Обаятельная, с хорошей речью, искренне заинтересованная в своих юных собеседниках, она сумела разговорить ребят, заставить их выдавать едва ли не философские сентенции вроде "Жизнь, как бумеранг: если ты сделал зло другому, оно может вернуться и к тебе". Или "Когда чувствуешь вину, жить плохо получается". "Если тебе плохо, не делай плохо другим". Чем не жизненные девизы на каждый день?
Делая отсылку к известным рассказам "Косточка" Толстого и "Огурцы" Носова, а также притче о добром и злом волках, живущих в душе каждого человека, Анна Старожук порассуждала с ребятами о совести, о возможности и невозможности исправить ошибки, о том, что человеку свойственно ошибаться. В итоге вместе с учителем дети озвучили "Золотое правило жизни": поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Об этом правиле вспомнила в своей беседе с учениками и Зоя Багина, учитель математики Майнской средней школы. Зое Викторовне и её собеседникам досталась тема успешности.
Яркая учительница легко расположила ребят к себе, с юмором поговорив о настроении и о его влиянии на успешность в школе и в жизни. Не обошлась она и без игрового момента, когда предложила ребятам говорить что-то хорошее об одноклассниках, чьё настроение в тот день оставляло желать лучшего.
Ну а вдоволь насмеявшись и расслабившись, дети смогли вернуться к серьёзной теме и сделать вполне взрослые выводы: что быть богатым - не значит быть счастливым. Что ощущение успешности можно получить, даже довольствуясь малым. Что по-настоящему успешен тот, кто имеет много друзей, кто занят любимым делом, кто открыт для общения и добра. Даже если рассуждения ребят уводили разговор от темы, Зоя Викторовна ловко возвращала беседу в нужное русло.
- Я удивлена ответами детей, - призналась она. - Их мнение полностью совпало с моим. И главное - дети видят хорошее друг в друге. Это здорово.
Найти что-то хорошее в одноклассниках стремились и ребята, для которых свой классный час на тему красоты провела учитель физкультуры школы № 5 Елизавета Казмерчук. Несмотря на то, что позже Елизавета Викторовна призналась, что ей, привыкшей к простору спортзала и стадиона, непривычно было в небольшом кабинете, и потому она очень волновалась, жюри оценило её работу с учениками. Да и сами дети, поймав волну доверительности от учителя, с удовольствием поучаствовали в её играх и ответили на все вопросы о внешней и внутренней красоте человека, напоследок, кстати, рассудительно заметив: "Что дала нам природа, изменить нельзя. А вот внутренний мир мы можем менять в лучшую сторону".
Тема вежливости досталась учителю биологии и химии школы № 1 Марине Мартель. Ребята в ходе беседы пришли к выводу, что вежливым быть приятно и полезно. Что касается "слабости" вежливого человека - в том смысле, что деликатным людям трудно говорить "нет" другим, даже когда их просят о чём-то неприятном, - дети единодушно решили: надо знать меру и не давать себя в обиду.
Словом, в тот день было сделано немало правильных и, уверена, необходимых для жизни выводов. Классные руководители показали себя тонкими психологами, а дети - отличными собеседниками.
Жюри, надо полагать, пришлось нелегко. Но, оценив все составляющие труда классного руководителя, в итоге судьи признали победителем Елизавету Казмерчук, а Зоя Багина стала призёром конкурса.
Поздравляя участниц, Светлана Кричевцова поблагодарила их за творческий подход и искренность, пожелав коллегам, чтобы они и впредь делали всё для повышения статуса классного руководителя.
К слову, конкурс "Самый классный классный", столь успешно зарекомендовавший себя в Саяногорске, в следующем году планируется сделать межрегиональным. А значит, наставнические таланты наших педагогов заиграют новыми красками, а детям и взрослым вновь представится шанс по душам поговорить о серьёзном.