"Кедр" стоит перед выбором: держаться за спецсчёт, на котором не хватает денег на замену лифтов, либо уйти с этой проблемой под крыло Фонда капремонта
Откуда "ноги растут" у проблемы?
Встать в позу и откреститься от регионального оператора по капремонту лифтов товариществу собственников недвижимости "Кедр" (далее - ТСН), похоже, не получится. А жаль…
Два года назад собственники многоквартирного дома № 41 Заводского микрорайона на общем собрании приняли решение о формировании фонда капремонта на специальном счёте. Такой способ аккумулирования средств на капремонты своей девятиэтажки они выбрали во избежание рисков финансовой зависимости от регионального оператора.
Дело в том, что до этого памятного периода они исправно платили в общий котёл республиканского фонда капремонта. В 2009 году, когда на их доме планировалась стопроцентная замена лифтового оборудования, причём, при пятипроцентном софинансировании собственников жилья, из 19-ти лифтов, подлежащих этой процедуре, заменили только 12. Семь кабин "пошли на ум" до дня нынешнего. Вот такой временной разбег от незавершённого лет девять назад капремонта до острейшей его необходимости сегодня, когда "жареный петух клюнул"… В том, что он "клюнул", сомневаться не стоит: семь лифтов в многоквартирном доме 1983 года постройки ждут безотлагательной замены машинного оборудования, кабин и прочего. Иначе… Сами понимаете: самое безобидное из того, что может подстроить отслуживший свой век лифт - это "на своих двоих" топать вверх и вниз по крутой лестнице…
В связи с этим Глава муниципалитета Михаил Валов ребром поставил вопросы: кто и на какие деньги будет осуществлять замену подъёмников в 41-ом доме в самое ближайшее время, потому как этот дом числится первоочередником в федеральной пилотной программе по ускоренной замене лифтов? Есть ли такие деньги на спецсчёте у финансово независимого от регионального оператора ТСН "Кедр"? Если нет, то готово ли ТСН влиться в число целой армии саяногорцев - вкладчиков средств в общий котёл регионального фонда капремонта и его пользователей?
Вариантов, увы, тю-тю…
На рабочем совещании в кабинете Главы города разборки по этим вопросам ведутся самым тщательным образом. Ответ, конечно же, приходится держать председателю правления ТСН Андрею Тропину. Всё, что было озвучено выше - краткое содержание изложенной им предыстории к непростому решению нынешней проблемы. С одной стороны, ТСН не способно самостоятельно вложиться в капремонт лифтов, с другой - не для того уходили от регионального оператора, чтобы вновь к нему возвращаться. Что же получается: за что боролись, на то и напоролись?..
Председатель правления ТСН озвучивает, что за два года на спецсчёте капремонта накопилось 8 миллионов 260 тысяч рублей. Порядка полутора миллионов - долги собственников жилья в доме, которые, если поднапрячься, можно собрать. Замена одного подъёмника выливается в два миллиона рублей. С учётом имеющихся на счету средств и при условии погашения долгов собственниками жилья своих денег даже с натяжкой не хватит на замену оборудования пяти кабин. Где брать недостающие четыре с лишним миллиона ещё на два лифта?
- Какие есть варианты? - адресует прямой вопрос руководителю ТСН Глава города.
- Хотели договориться с региональным оператором на предмет того, что мы за свои деньги осуществляем замену оборудования стольких подъёмников, на сколько нам позволят средства на спецсчёте, - поясняет Андрей Тропин. - Ответ один: переходите к нам, федеральный закон не позволяет отсрочку по программе ускоренной замены лифтов, которая рассчитана на 2018-20-й годы. Кстати, именно на этот период нами планировался ремонт кровли. Регоператор буквально поставил нас перед фактом переноса этих сроков на более поздний период. Вариантов нет. Либо переходить в общий котёл с имеющимися на спецсчёте вкладами и ремонтировать оставшиеся кабины, либо делать это за свой счёт. Разово собрать целевым взносом на спецсчёт с собственников жилья четыре с лишним миллиона - это за гранью возможного, - делает последний акцент на тупиковой ситуации Андрей Тропин.
Со стороны виднее: хотя и называет директор ТСН явное желание регионального оператора перетащить к себе очередной многоквартирный дом (даже не дом, а домище!) бюрократическим шантажом, он как-то слабо сопротивляется этому самому "шантажу". По крайней мере, к таким выводам приходит журналистская братия, не усмотревшая в нём первопроходца среди других "спецсчётчиков", которому первым предстоит выполнить весь комплекс работ по капремонту лифтов самостоятельно…
Но, кажется, мы поторопились с подобными выводами. Только послушайте, что говорит о препонах на пути к подобной самостоятельности заместитель руководителя комитета по ЖКХ и транспорту Наталия Березникова.
За спецсчёт держаться надо?
- Если собственники дома № 41 на общем собрании жильцов всё же найдут вариант сохранения спецсчёта и независимости от регионального оператора, им предстоит глобальная работа по программе ускоренной замены лифтов, - резюмирует Наталия Березникова. - Изначально они должны найти специализированную организацию, которая произведёт обследование имеющегося оборудования и выдаст заключение. Затем предстоит отыскать проектировщиков, а после разработки и утверждения проекта - озаботиться поиском подрядчиков на выполнение всех объёмов работ. Причём, всё это надо сделать оперативно, без проволочек, - уточняет опытный специалист в сфере ЖКХ. - После завершения капремонта оборудования подъёмников необходима регистрация новых лифтов в Ростехнадзоре. Только при соблюдении всех этих этапов оборудование можно будет ввести в эксплуатацию.
Вот так… Хочешь - не хочешь, задумаешься: надо ли зубами держаться за эту самую независимость, если тебя припирают к стенке? Всё равно дожмут…
К тому же, согласно федеральной программе, в 2024-26-ом годах на доме № 41 запланирован ремонт кровли. Не успеет ТСН разгрести проблему замены лифтов - на пятки наступит капремонт кровли, и не факт, что нужная сумма найдётся на спецсчёте. Опять "головняки"…
Так или иначе, решать самим собственникам жилых помещений в этом многоквартирном доме, что они и сделают буквально на днях на общедомовом собрании. Ясно одно: будет жарко…
Цифры капремонта
По федеральной программе в 2019 году муниципалитет получит 71 млн руб. Из них 32 млн руб. пойдут на замену лифтов, остальные - на ремонты кровель многоквартирных домов.
Таков расклад
Что готовит нам региональный оператор в обозримом будущем? В следующем году обещает проведение масштабных работ по капитальному ремонту общедомового имущества. Подрядчикам предстоит заменить более десятка кровель. Среди объектов имеются и достаточно крупные. Взять, например, дом № 8 Интернационального микрорайона. Там площадь лотковой кровли составляет более трёх с половиной тысяч квадратных метров. Специалисты регионального оператора уже обследовали дома, внесённые в план капремонта общедомового имущества, и в ближайшее время приступят к процедуре проектирования.
Из 145 лифтов, имеющихся в многоквартирных домах города, в следующем году замене подлежат 27 подъёмников (включая семь лифтов дома № 41 Заводского микрорайона).
Долг перед подрядчиком, выполнившим объём работ по капремонту, составляет 18 млн руб. На капремонт потрачено 280 млн руб., собрано с населения муниципалитета - 262 млн руб. Общий долг нашего города перед Фондом капитального ремонта составляет 51 млн руб.