Совет по местному самоуправлению, состоявшийся в столице Хакасии, собрал Глав муниципалитетов городов и районов республики для обсуждения проблем муниципальных образований
По итогам заседания Совета по местному самоуправлению мнения Глав муниципалитетов, содержательный доклад Главы Саяногорска, в том числе, вылились в ряд предложений Правительству Республики Хакасия, Министерству финансов и профильным ведомствам. Главное из них - провести инвентаризацию нормативных правовых актов Республики Хакасия, утвердивших методики расчёта объёмов субвенций на исполнение полномочий, переданных муниципалитетам, но не обеспеченных своевременным перечислением субвенций из республиканского бюджета.
Вникаем в суть дела
Своё видение данной проблемы и пути её разрешения обозначил и обосновал в докладе Глава нашего муниципалитета Михаил Валов. Человеку, не посвящённому в тонкости работы аппаратов власти различных уровней, включая городской, будет сложно разобраться в потоке официоза, с чем запросто справляются представители местной и республиканской властей. Попробуем максимально упростить официальные формулировки, не искажая смысл главного, чтобы у каждого из наших читателей сложилось правильное понимание проблем, от решения которых, в том числе, зависит благополучие нашего города и каждого из нас.
Все, у кого хватит терпения вникнуть в суть проблем, существующих в муниципалитетах, включая наш Саяногорск, надо полагать, сделают свои выводы. Возможно, кто-то придёт к обоюдному с корреспондентом "СВ" мнению: доклад мэра нашего города прозвучал в республике смело уже потому, что без всяких окольных путей прямо прошёлся по истокам проблем, возникающих в муниципалитетах в связи с дополнительными внебюджетными расходами в виде пеней, судебных издержек и так далее… Откуда ноги растут у этой головной боли?
Полномочия есть, нет финансов
Михаил Валов поясняет в своём докладе:
- Эти проблемы напрямую связаны с существующей методикой расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственных полномочий, без учёта целого ряда расходов, возникающих в связи с недофинансированием или несвоевременным финансированием на их исполнение.
Каких таких полномочий? Тоже необходимо пояснить. Дело в том, что полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления разграничены Федеральным законом. В настоящее время органы местного самоуправления наделены 13-ю государственными полномочиями. На законодательном уровне финансирование отдельных из них осуществляется только за счёт субвенций из вышестоящих бюджетов, предоставляемых местной казне. При этом, как отмечает Глава нашего города, для определения их общего объёма в соответствующих законах обязательно должен содержаться способ или методика расчёта нормативов, основанных на федеральных или региональных государственных минимальных социальных стандартах. А нынешний способ расчёта нормативов не берёт во внимание кучу расходов, которые дополнительно несёт муниципалитет. Откуда они берутся и к чему в итоге приводят?..
"Деньжищи" - на ветер
Вот тут-то доклад Михаила Валова приобретает откровенно прямолинейные суждения, включающие обоснованные факты, мягко говоря, нелояльной к муниципальному самоуправлению методики расчётов нормативов субвенций.
- Во-первых, субвенции из республиканского бюджета перечисляются муниципальным образованиям с задержкой в несколько месяцев. Это неизбежно влечёт образование долгов муниципальных учреждений перед страховыми фондами, а также поставщиками и подрядчиками, - знает, о чём говорит, докладчик. - Соответственно, в данном случае исполнение делегированных полномочий, при отсутствии достаточного финансирования, оборачивается для муниципалитетов привлечением к административной ответственности надзорными органами. Кроме того, это и увеличение нагрузки на местный бюджет, и возникновение дополнительных расходов из бюджета в виде штрафных санкций за несвоевременную оплату за поставку товаров и услуг.
Затем Михаил Валов озвучил конкретные суммы пеней и неустоек, оплаченных с 2016 по 2018 годы из средств муниципальных бюджетов. При этом докладчик делал упор на то, что эти дополнительные расходы возникают в связи с несвоевременной уплатой взносов по начислениям на оплату труда, по иным межбюджетным трансфертам - субсидиям и субвенциям, за счёт средств республиканского бюджета. Больше половины из этой суммы, составляющей 228 млн 780 тыс. рублей, заплатили городские муниципалитеты - 126 млн 217 тыс. рублей (!).
Только представьте, какие "бешеные" деньги пришлось выплатить муниципалитетам за озвученный временной период. Такую информацию не утаил доклад Главы нашего муниципалитета.
- В частности, Саяногорск выложил 39 миллионов 493 тысячи рублей, - констатирует факт Михаил Валов. - Абакан заплатил 61 миллион 119 тысяч рублей, Черногорск - 23 миллиона 76 тысяч рублей, Сорск и Абаза - по полтора и одному миллиону рублей соответственно. Среди районов больше всех пеней и неустоек пришлось выплатить Аскизскому и Ширинскому районам - почти по 20 миллионов рублей…
С больной головы - на здоровую
Как следует из доклада Михаила Валова, все вышеуказанные расходы - пени, неустойки, штрафы, компенсация за задержку заработной платы, возникающие по причине несвоевременного финансирования заявок из республиканского бюджета, профильные министерства и ведомства отказываются принимать к финансированию за счёт субвенций в связи с отсутствием этих расходов всё в тех же методиках расчёта субвенций.
- Ситуация усугубляется тем, что надзорные органы классифицируют финансирование данных расходов за счёт собственных доходов бюджета как неэффективные расходы, которые можно было направить на решение проблем муниципалитета, - отметил в докладе Михаил Валов. - Кроме того, при расчёте размера субвенций из республиканского бюджета на следующий финансовый год сумма недофинансированных субвенций за отчётный год не учитывается. Например, в минувшем году Саяногорск недополучил из республиканского бюджета субвенций и субсидий в сумме 19 608,6 тысячи рублей. Львиная доля этих денег - субвенции на получение общедоступного и бесплатного образования воспитанников детских садов, школьников и обеспечение дополнительного образования детей, - резюмирует докладчик.
Естественно, эти полномочия муниципалитетами выполняются. В результате в местном бюджете складывается кредиторская задолженность. По существующим ныне нормам долги, возникшие отнюдь не по вине муниципалитета, зависают в воздухе, а по сути, перекладываются на местный бюджет. Такая ситуация складывается не только в Саяногорске, но и в большинстве муниципалитетов Хакасии, на чём заострил внимание в своём докладе Глава нашего города.
"Нет" пеням и штрафам
Далее Михаил Валов озвучил, что наиболее сложная ситуация с недофинансированием складывается при осуществлении государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних; по защите населения от болезней, общих для человека и животных; по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования детей в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования и так далее...
- Отдельно стоит отметить, что данные полномочия закреплены Федеральным законом за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и до настоящего времени они органам местного самоуправления Хакасии не переданы, - акцентирует внимание на главном докладчик. - Никаких законов по передаче этих полномочий не принято, методики расчёта передаваемых субвенций не утверждены, соответственно, расходы на трудозатраты и техническое обеспечение по их исполнению тоже не предусмотрены. При этом размер субвенций по ним составил в минувшем году по муниципалитетам республики 63% от всего объёма субвенций.
Поэтому… Главы муниципалитетов вышли к Правительству Хакасии, Министерству финансов и профильным ведомствам с предложением: с учётом нормы, установленной Порядком формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, утверждённым постановлением Правительства Республики Хакасия, дополнить именно раздел "Ответственность сторон" пунктом следующего содержания: "Министерство возмещает муниципальному образованию издержки (включая пени, штрафы, неустойки и (или) иные судебные расходы), возникшие по причине несвоевременного финансирования заявок муниципального образования, поданных в установленном соглашением порядке".
Остаётся надеяться, что проблемы муниципалитетов и их предложения по выходу из обозначенных выше ситуаций, озвученные в ходе Совета по местному самоуправлению, не останутся без внимания республиканской власти.
"Разгрузить" муниципалитеты
Главы муниципальных образований обратились к Правительству Республики Хакасия с предложением снять с них государственные полномочия по обеспечению квартирами детей-сирот, так как финансирование этих полномочий осуществляется всего на уровне 5-7% процентов от необходимого. В связи с этим прокуратура обращается в судебные органы, которые принимают решения, обязывающие муниципальные образования приобретать квартиры для детей-сирот. При этом судебные приставы привлекают Глав муниципалитетов к административной ответственности за неисполнение решения суда. Однако исполнить эти судебные решения не представляется возможным. То есть, если государство, в принципе, не может исполнять данное государственное полномочие, то какой смысл делегировать его ещё и муниципальным образованиям?
Также Главы муниципалитетов обратились в Правительство Республики Хакасия с предложением создать региональное учреждение по отлову бродячих животных. В настоящее время в республике нет специализированной организации, готовой осуществлять эту деятельность. В результате муниципалитеты объявляют аукционы на отлов бродячих собак, но никто на них не заявляется. Эта проблема является общей для всех муниципалитетов, поэтому должна решаться на уровне Республики Хакасия.