Близкие-далёкие цели определяют результат, к которому ведёт Стратегия развития муниципалитета
В феврале 2019 года утверждена Стратегия социально-экономического развития нашего муниципалитета до 2030 года. Это документ, определяющий долгосрочные цели, приоритеты и ожидаемые результаты деятельности местных органов власти, хозяйствующих субъектов и населения по созданию благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития города. Основывается Стратегия на ряде нормативных документов, в том числе на Федеральном законе "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Подробно о том, для чего разработан этот документ, - в интервью с первым заместителем Главы муниципалитета Еленой Ряшенцевой.
- Елена Геннадьевна, для чего необходим данный документ, кому и в чём он поможет ориентироваться?
- Стратегия необходима горожанам, чтобы понимать, какие изменения произойдут в нашем городе, в каких условиях они будут жить здесь через десять лет, а также для того, чтобы осознавать границы вмешательства власти в социально-хозяйственную жизнь муниципалитета. Органам власти данный документ поможет чётко знать свои задачи, видеть конкретные результирующие показатели деятельности, грамотно распределять имеющиеся ограниченные ресурсы для достижения поставленных целей. Бизнес сможет строить свои планы, инвестировать, развиваться, ориентируясь на целевые установки города. Общественным организациям данный документ будет служить хорошим помощником для обеспечения открытости и гарантий развития цивилизованного гражданского общества.
- Надо полагать, при разработке этого серьёзного документа пришлось собрать горы информации, поэтому готовился он основательно, не сегодня и сейчас, а постепенно?
- Конечно же, документ разрабатывался поэтапно.
Первый этап - организационно-подготовительный - включал сбор, систематизацию и первичный анализ социологической, статистической и иной информации, необходимой для проведения стратегического анализа. В целях выявления и учёта мнения населения, молодёжи и бизнеса были разработаны анкеты, включающие вопросы, направленные на получение информации об оценке социально-экономической ситуации, о преимуществах и о ключевых проблемах развития Саяногорска.
Второй - аналитический. На данном этапе выполнен стратегический анализ современного состояния и развития Саяногорска, осуществлена детальная оценка тенденций и ключевых факторов экономического роста, проблем и вызовов развитию города.
Третий - целеполагание. Здесь были определены цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного социально-экономического развития, а также ожидаемые конечные результаты, которые должна обеспечить реализация Стратегии.
Четвёртый и пятый - сценарный и прогнозный. При определении и обосновании альтернатив развития города разработаны наиболее вероятные сценарии развития на долгосрочный период. Для каждого из них выполнен прогноз основных параметров развития, определены основные показатели реализации сценариев и оценка ресурсной обеспеченности, а также социально-экономических и экологических результатов их реализации.
Шестой - этап реализации определял состав законодательных и иных мер, механизмы и инструменты муниципального регулирования, применение которых на уровне города обеспечит реализацию Стратегии.
Седьмой - заключительный. Для формализации Стратегии при Главе муниципалитета были проведены заседания Совета развития муниципального образования город Саяногорск, а также публичные слушания с участием населения, хозяйствующих субъектов, представителей органов местного самоуправления и других заинтересованных сторон.
- Какие основные проблемы были выявлены на аналитическом этапе разработки данного документа?
- Думаю, все эти проблемы хорошо известны жителям города. Основные из них - дефицит собственных финансовых ресурсов, нехватка качественных дорог, неблагоустроенность дворовых территорий и дефицит парковок, демографические тенденции по снижению количества населения трудоспособного возраста, недостаток земельных участков под жилищное строительство, дефицит и отсутствие притока высококвалифицированных кадров, в том числе учителей, медицинских работников.
- Стратегия развития предполагает движение к определённой цели, направленной на консолидацию и вовлечение "в оборот" внутренних и внешних ресурсов территории. Какие задачи определены этим документом?
- Генеральная цель муниципалитета - стать к 2030 году многофункциональным городом социального благополучия, лидером в Республике Хакасия по качеству жизни и экономическому росту. Для её реализации выделены четыре приоритетных направления развития: конкурентоспособная экономика, развитие человеческого капитала, сбалансированное пространственное развитие, эффективный муниципальный менеджмент. По каждому из них представлен образ желаемого будущего нашего города.
Так, например, Стратегией предусмотрено, что по направлению "сбалансированное пространственное развитие" Саяногорск к 2030 году будет удовлетворять всем современным требованиям, предъявляемым к городскому пространству в части безопасности, экологичности, дизайна и доступности. Город сохранится как значимое звено экономической оси Республики Хакасия и России, высокоразвитой промышленности цветной металлургии и электроэнергетики.
Статус города как "зелёной столицы" Республики Хакасия укрепится за счёт увеличения зелёных насаждений, благоустройства побережья Енисея и дворовых территорий. Улицы будут обустроены с учётом современных требований градостроительства и станут комфортными территориями для пребывания жителей и гостей города.
Создание современного общественного пространства обеспечит развитие комфортной среды и, как следствие, улучшение привлекательности Саяногорска для его населения и туристов. Долгосрочным приоритетом пространственного развития города является его позиционирование в качестве "промышленного узла", лидера экономического роста, спортивного и культурного центра юга республики.
- Такие цели и задачи требуют разработки целого комплекса мероприятий и их финансового обеспечения. Какие источники финансирования будут привлечены?
- Инструментами осуществления Стратегии являются план мероприятий по её реализации, который в настоящее время разрабатывается, а также муниципальные программы, средства на которые могут быть выделены из федерального, республиканского и местного бюджетов. Особое значение приобретает участие муниципалитета в национальных проектах, направленных на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны. Дополнительными источниками финансирования реализации Стратегии являются внебюджетные средства.
Кроме того, необходимо привлечение инвестиций в экономику города для реализации стратегических и социально значимых проектов, содействие развитию инвестиционной инфраструктуры, обеспечение разработки и сопровождения инвестиционных проектов.
В настоящее время в муниципалитете используется механизм частно-муниципального партнёрства, основанного на договорах концессии, который необходимо расширять.
- В апреле в Саяногорске прошло заседание Президиума Совета развития Республики Хакасия. Содействует ли проведение таких мероприятий реализации стратегических планов города?
- Безусловно. Стратегия предполагает, что для повышения темпов экономического роста города необходимо задействовать имеющиеся на территории перспективные инвестиционные производственные и непроизводственные площадки. Для решения задачи следует активизировать поиск инвесторов, готовых вложить деньги в создание и развитие бизнеса.
На заседании Совета развития Республики Хакасия были презентованы и поддержаны инвестиционные проекты по строительству цеха детского питания, расширению производства по выращиванию шампиньонов, строительству рыборазводного участка на левом берегу Майнского водохранилища. Кроме того, были озвучены проблемы и перспективы развития парка отдыха "Тортуга", обозначена необходимость получения дополнительных финансовых средств на объекты социальной инфраструктуры. На Совете развития Республики Хакасия, состоявшемся 14 мая, признан приоритетным проект по созданию комплекса по сортировке, переработке и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории моногорода Саяногорск.
Надеемся, что реализация всех проектов позволит не только получить новые рабочие места, дополнительные доходы в бюджет, но и повысит инвестиционную привлекательность нашего муниципалитета.
- Как вы считаете, что необходимо для успешной реализации намеченных планов?
- Думаю, нужно ясно осознавать, что даже самая эффективная стратегия не позволит в течение пяти-десяти лет полностью преобразить город. Будет большим успехом, если за этот сравнительно небольшой временной период будут решены ключевые проблемы и созданы базовые условия и предпосылки для повышения конкурентоспособности и социально-экономического развития.
На мой взгляд, для того чтобы Стратегия была всецело поддержана населением и бизнесом, она должна инициировать изменения не через какое-то время, а в реальном режиме. Кроме того, в качестве основного условия реализации мероприятий необходимы финансовые средства. Устойчивый бюджет, участие в национальных проектах, снижение долговой нагрузки, привлечение инвестиций - основополагающие моменты для реализации Стратегии.
P.S. Ознакомиться с текстом Стратегии социально-экономического развития нашего города до 2030 года можно на официальном сайте МО г. Саяногорск в разделе "Экономика и финансы".
Этапы большого пути
Стратегия разработана на 12 лет и предполагает реализацию в два этапа. Первый (2019-2024 г.г.) - начальный, предусматривает формирование условий для сохранения достигнутых темпов экономического роста, развития инновационной деятельности, полного и эффективного использования имеющегося экономического потенциала. Потребуется корректировка действующих и, возможно, разработка новых муниципальных программ, а также реализация первоочередных мероприятий Стратегии по созданию благоприятных условий для развития.
Второй этап (2025-2030 г.г.) - рывок в повышении конкурентоспособности Саяногорска и достижение лидирующих позиций в Республике Хакасия по качеству жизни и темпам экономического роста при минимизации вредного воздействия на окружающую среду.