История предприятия "ОВЭ" - Отделения временной эксплуатации, на протяжении семи десятков лет вписывается в летопись нашего города, нашей страны. На её страницах - две великих стройки стальных магистралей - "Абакан-Новокузнецк" и "Абакан-Тайшет". Именно им ОВЭ во многом обязано рождением, развитием, своим настоящим и будущим. То время подарило поколение достойных тружеников, закалённое в бурных буднях большой стройки, овеянное романтикой дорог и покорением нелёгких вершин. Было в людях нечто такое, что помогало преодолевать трудности и с надеждой смотреть в будущее.
Трудно переоценить труд без малого полусотни железнодорожников ОВЭ, которые прослужили родному предприятию по тридцать и более лет и отсюда ушли на заслуженный отдых. Всем железнодорожникам известны имена людей, своими руками творивших историю ОВЭ: бывший генеральный директор предприятия Сергей Тарасов, Владимир и Зинаида Конычевы, Людмила Котельникова, Николай Мялкин, Елизавета и Евгений Носовы, Валентина Пирогова, Николай Балышев, Екатерина Буга, Михаил Клешко, династия Дыскиных - Роман, Людмила и Иван, и многие-многие другие труженики ОВЭ. Не один десяток лет работы на предприятии остался за плечами железнодорожников, чья жизнь и призвание - стальные магистрали: Юрия Панюшкина, Владимира Стукашева, Сергея Врагова, Владимира Роса, Геннадия Макаренко, Анатолия Белошапкина, Александра Хрестолюбова, Андрея Хватова…
В отделении временной эксплуатации нет случайных людей. Каждый работник на своём месте добросовестно выполняет обязанности по обеспечению перевозок и безопасности движения поездов. Костяк коллектива создавался в 70-е годы, практически все профессионалы того времени ныне находятся на заслуженном отдыхе. Одна из традиций предприятия, сложившаяся изначально и живущая по сей день, - регулярная подготовка молодых кадров, наставничество и воспитание инициативных, мобильных, владеющих стремлением осваивать все тонкости профессии, специалистов. Современность может поменять аббревиатуру предприятия (сейчас оно именуется "Эн + Логистика - управление компании АО"ОВЭ"), но традиции здесь нерушимы. Предприятие и поныне остаётся привлекательным как для опытных стажистов, так и для молодёжи, у которой есть стремление к профессиональному росту, желание быть и оставаться востребованными, дотянуться до уровня признанных профессионалов. Судя по стабильности коллектива, можно с уверенностью сказать: тот, кто пришёл в ОВЭ, тот уходит отсюда лишь на заслуженный отдых. Некоторые работают здесь целыми династиями, словно дали присягу на верность родному предприятию. Почему? Да потому, что это же ОВЭ!
Дороги железные, люди - золотые
О том, почему тот или иной специалист коллектива ОВЭ работает здесь долгие годы, можно получить разные ответы, включая стабильность, нормальную зарплату, выстроенные годами взаимоотношения, традиции, полный перечень содержимого соцпакета… Но самым распространённым бывает ответ, который подытоживает практически каждое мнение: не помним случая, чтобы кто-то пожалел, что устроился сюда на работу…
Такого же мнения придерживаются слесарь путевых машин и механизмов Сергей Никифоров и бригадир пути станции "Сорокаозёрки" Евгений Прибылов. Говорят о том, что к ним частенько обращаются с просьбами посодействовать трудоустройству в ОВЭ их лично либо сыновей или родственников.
- Неудобно, но приходится отказывать: коллектив стабильный, вряд ли когда-то появится свободное место, - отвечают на это оба стажиста. Знают, о чём говорят…
Сергей Никифоров прослужил верой и правдой родному предприятию полжизни: пришёл сюда работать в 26 лет, а сегодня его непрерывный стаж насчитывает ровно 27 годочков. Так получилось, что памятный всем лихой 92-й выкинул за ворота молодого специалиста одного из множества "загнувшихся" в перестройку предприятий. Куда податься технику-механику с дипломом Иркутского авиационно-технического училища гражданской авиации с небольшим опытом работы по специальности в Красноярском объединённом авиаотряде? А затем - плотником-бетонщиком, формовщиком, такелажником на одном из предприятий Красноярскгэсстроя. На счастье, родители супруги - Виктор и Людмила Ворончихины - работали в ОВЭ. Они и пристроили зятя на предприятие, за которое посоветовали "зацепиться зубами", чтобы там прижиться, приработаться, остаться.
И Сергей Никифоров зацепился на три десятка лет без малого. Начинал работать путейцем. Старательно менял шпалу, рихтовал пути - нелёгкий ручной труд. Ровно месяц понадобилось начальству, чтобы рассмотреть: этот годится для более ответственной работы! И техник по образованию Сергей Никифоров по окончанию курсов был переведён на должность осмотрщика вагонов.
- Следил за состоянием вагонов, выявлял при осмотре дефекты, проверял готовность вагонов под погрузку, занимался их ремонтом, - говорит о должностных обязанностях Сергей Никифоров. - То есть два в одном - осмотрщик и ремонтник. Со временем отучился и получил корочки слесаря и механика вертушки. В 97-ом, после реорганизации предприятия, ушёл в составители, работал главным кондуктором грузовых поездов. Восемь лет провисел на подножках вагонов, выставляя их под погрузку…
Потом Сергей Никифоров, постоянно стремившийся познать себя в ином качестве, вновь прошёл обучение, чтобы попробовать силы и возможности в должности дежурного по станции "Саяногорск". Попробовал… Ударно трудился, осуществляя манёвры поездов.
- Спустя два года не прошёл обязательную медкомиссию - сердечко клинануло, - сожалеет об утраченных возможностях Сергей Валентинович. - О том, чтобы уволиться, даже мысли не было. Сначала прошёл курсы и работал водителем дрезины, а затем ушёл в слесари путевых машин и механизмов, где и тружусь по сей день.
По стопам отца пошёл его старший сын, которого отец уважительно называет Сергеем Сергеевичем. А как не уважать?
Изначально Сергей Никифоров был принят на работу в ОВЭ водителем дрезины, а затем…
- Вопреки уговорам отца, поехал трудиться по вахтам, но вскоре опомнился: есть с чем сравнить - лучше, чем в ОВЭ, работы по всей России мне не найти, - признаётся нынешний составитель вагонов, мечтающий быть машинистом тепловоза.
- Думаю, что на нашем предприятии реально осуществить эту мечту, потому что молодым здесь везде дорога, - размышляет продолжатель династии Никифоровых. - Здесь всегда приветствуется желание молодёжи учиться, овладевать новыми знаниями и профессиями. Поэтому все, у кого есть такое стремление, могут вполне рассчитывать на профессиональный рост. К тому же здесь очень развито наставничество. Опытные железнодорожники всегда помогут, подскажут, научат. Отец уже давно профессионал своего дела, а до сих пор благодарит своих наставников - Владимира Викторовича Черных, Анатолия Сергеевича Долматова. Постоянно ставит мне в пример ребят, которые работают и заканчивают заочно институты. Напоминает: "Посмотри, Виталий Бондарев уже мастера путейцев замещает. Продолжатель династии Хватовых Дмитрий механиком работает"…
Так что есть стимул и наглядный пример перед глазами Никифорова-младшего, отец которого надеется и верит: будет сын достойным продолжателем фамильной династии на родном предприятии ОВЭ.
Династии… Продолжателем династии железнодорожников является и бригадир пути станции "Сорокаозёрки" Евгений Прибылов. В 17 лет он пошёл по стопам отца - опытного путейца, мастера, проработавшего на железной дороге многие годы. Достойный сын достойного родителя начинал свой трудовой путь с монтёра пути первого разряда. По окончании Новокузнецкой железнодорожной техшколы десять лет работал оператором дефектоскопной телеги, выявляя и устраняя все недочёты в состоянии железнодорожного полотна.
- Трудная, ответственная, но любимая работа, - оглядывается назад нынешний бригадир пути. - Неважно: вьюга, дождь, снег, морозяка под сорок градусов - ты обязан быть на рабочем месте. Слишком высока ответственность за рельсы, по которым идут и идут гружёные вагоны…
Не побоялся быть ответственным и старший сын Евгения Александровича Богдан, который после службы в армии устроился на работу в ОВЭ. Уже четыре года он трудится составителем вагонов на станции "Саяногорск". В планах продолжателя династии Прибыловых - выучиться и стать для начала помощником машиниста, а потом, если оправдает доверие коллектива, - самим машинистом.
- Отец проработал в ОВЭ 27 лет, - гордится сын долголетием на предприятии своего авторитетного отца. - Мне кажется, он не представляет себя в другой профессии. Я тоже начинаю понимать: железнодорожник - это здорово, престижно, основательно, поэтому работа на таком предприятии, как наше ОВЭ, многим только снится. Мне повезло, поэтому постараюсь оправдать, что достоин…
Эти слова не нуждаются в комментариях. В них не нуждаются и герои этой публикации - сильные, ответственные, преданные предприятию, в котором так хочется работать, люди. Остаётся добавить: пусть долго-долго здравствует ОВЭ!