Открытый городской пленэр для преподавателей ДШИ и ДХШ "Крылья.Саяны.Пленэр" в рамках творческого проекта "Крылья" показал, что сам Господь касается талантливых рук художников
Поздней весной и летом невидимые нити тянут художников за город, чтобы на лоне природы они "освежили глаз". После монотонной серости холодного времени года зрению открывается множество оттенков зелёного, розового, синего и прочих цветов на свету и в тени. Вот почему преподаватели художественной школы регулярно выезжают на пленэры с учениками и без них. Люди с искрой Божьей самозабвенно творят, и каждый штрих или мазок душой художника сияет...
У любой реки есть исток, а у дела - начало.
- Три года назад мы запустили школьный конкурс, которому дали название "Крылья". Он быстро вырос до уровня проекта, - окунулась в предысторию пленэра искусствовед, преподаватель истории искусств Саяногорской детской художественной школы "Колорит" Людмила Лобанова. - В начале 2019-го объявили "Крылья" открытым городским. Конкурс поддержали Абаканская, Минусинская, Черногорская и Аскизская художественные школы и школы искусств… Так он вырос до регионального уровня.
Истинно, тайны искусства непостижимы! Когда готовились к конкурсу, промелькнула искра о возможности проведения пленэра в городе у подножия Саян. Художники, как те же поэты, вспыхнули, загорелись, расширили горизонты своих планов. Тут же приняли решение созвониться, собраться, взять в руки кисти и краски… Держитесь, пейзажи райской красоты!
Гостей решили пригласить на Гладенькую - нет красивее места в Хакасии! Очень творческий директор ДХШ "Колорит" Галина Окунь "замутила" кипучую деятельность - решила с директором загородного отеля "Гладенькая" Михаилом Дмитриевым вопросы проживания и питания, заранее съездила в горную Тьмутаракань, осмотрела места на предмет, где можно остановиться, куда выехать за территорию отеля. Заезд наметили на конец июля.
Проект получился межрегиональным, потому что на призыв откликнулись профессиональные художники не только из Абакана, Аскиза, Минусинска, Саяногорска, Черёмушек, но из Красноярска и Новосибирска тоже. В частности, в пленэре принял участие профессор кафедры графики Красноярского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского Владимир Переятенец с сыном-студентом. Это сразу на порядок подняло статус пленэра!
На личных автомобилях художники по пути завернули на вертолётную площадку, заглянули в гранитный карьер. Но в этот день, 22 июля, над Саянами стояла гарь от пожаров в красноярской тайге, и дальние дали были закрыты. Смысла подниматься на макушку Гладенькой не было никакого. А так хотелось отразить на полотне воздушную перспективу, тональную растяжку - горы, горы, горы…
Но все, кто приехал, остались в полном восторге и от организации самого пленэра, и от пейзажей. Многие были просто восхищены, как, например, абаканские художники:
- Здесь столько композиций. Можно стоять на одном месте, потом повернуться в другую сторону… Просто шикарные виды!
В день открытия саяногорских художников и гостей города поприветствовали исполняющая обязанности Главы МО г. Саяногорск Елена Ряшенцева, заместитель Главы по социальной политике Леана Саутина и Михаил Дмитриев. Говорили о том, что город только "за" привлечение творческих личностей на территорию муниципалитета, пожелали художникам плодотворной работы, предложили продолжить начатую работу, закрепить уже сделанное, расширить географию участников и придать пленэру статус межрегионального и ежегодного.
С самого начала художники-профессионалы работали с небывалой страстью и не напрасно опасались, что вот-вот пойдёт дождь. До завтрака - писали, после ужина - писали. Вечером приносили работы в большую столовую, расставляли их у стен, на скамейках. Многие успевали написать по пять-шесть этюдов!
Понедельник прошёл в плодотворной работе, но флюиды дождя буквально пронзали атмосферу. Художники дорожили каждой минутой!
- Многие вставали рядом, но так как у каждого свой взгляд на мир, одинаковых этюдов не было, - уверенно подытоживает Людмила Лобанова. - У каждого своё мировоззрение. Даже у фотографов, делающих снимки с одного места, фотографии разные. А художник пишет, в первую очередь, своими чувствами, по-своему накладывает мазок, смешивает краски, и этюды отличаются уже палитрой цвета.
В основном, в пленэре приняли участие маслянисты, но почтили своим присутствием и графики (пастель), и акварелисты. Например, минусинский художник, член Союза художников России Виталий Вальков, прекрасный акварелист, пишет приёмом а-ля-прима - самым сложным в акварели. Его персональная выставка откроется в ДХШ "Колорит" в сентябре. Вероятно, картины с натурных этюдов, выполненных на Гладенькой, займут там достойное место. Уже готовы к своим персональным выставкам саяногорская и черёмушкинские художницы Татьяна Петерсон (ДХШ "Колорит"), Варвара Орловская и Светлана Баженова (ЧДШИ).
- Часто художник в процессе создания картин не трогает этюды, - продолжает Людмила Михайловна. - Они остаются у него как память, как толчок к творчеству. Он может что-то убавить, что-то добавить, соединить несколько этюдов. Переделать время года, убрать лишнее, выбрать стиль или технику. А этюд остаётся! Вполне вероятно, потом из него художник напишет ещё одну работу, вторую, третью… Он сохранит и то состояние, в котором писал этот этюд. Но художники, в большинстве своём те, у кого нет своей мастерской, или те, у кого не будет свободного времени, старались писать именно картину, чтобы потом доделать, довести её до выставочного состояния.
В среду пошёл дождь, и мир вокруг поменялся. Это было прекрасно - можно было приниматься за новые этюды! Теперь всё было влажно, таинственно, расплывчато… Художники кинулись писать с восторгом и упоением. Дождь - это ура! Люди бывалые, они надели дождевики, закрепили зонты, многие спрятались под навесами.
Важным моментом пленэра стало общение. Все перезнакомились, завязались творческие отношения, пришло решение помочь маленькой Аскизской художественной школе. Абаканская школа искусств пригласила нашу Ольгу Хорешкову, Заслуженного работника культуры РХ, прекрасного художника-графика, на персональную выставку.
Результат пленэра просто потрясает. Главная, всех покорила предоставленная свобода. Не было такого: все обязательно сюда или все туда… Взрослые же люди!
- По итогам пленэра планируем изготовить большой баннер, чтобы впредь фотографироваться на его фоне, - близится к финишу беседа с Людмилой Лобановой. - Договорились осенью провести отчётную выставку. Если брать во внимание тот факт, что в пленэре приняли участие 20 человек, и каждый предоставит, например, по три работы, выставка получится солидной. После её открытия предложим коллегам по кисти новый пленэр на Гладенькой. Может, для начала попишем долину Бабик, но все рвутся наверх, чтобы остаться один на один с дальними далями.
…У всех есть закрытые пространства, и не каждый художник хотя бы один раз в жизни стоял на вершине большой горы и не знает, что существует миг, когда замираешь над пропастью, едва дыша: это Господь открывает глаза своей дланью.
Только тогда живописец отдаёт полотну душу и продолжает дальнейший путь по дороге, извините, гениев…