Всё о том, кто виноват и что делать, когда исполнители работ по ремонту дорог кормят город завтраками
Как вы заметили, эта публикация печатается под рубрикой "Откровенный разговор". На самом деле, достаточно жёсткие и предметные разборки Главы муниципалитета о причинах и последствиях затянувшихся сроков ремонтов городских дорог Михаил Валов именовал иначе: "Нервный получился у нас разговор".
Чей туфля? Не мой туфля…
В числе первых нервы сдали у жителей города, которым обещали, но не сделали своевременный и качественный ремонт центральных улиц, который обязан был начаться в начале июля и благополучно завершиться, согласно срокам исполнения контракта. Ответственные лица, похоже, занервничали только на встрече с Главой города, где ребром был поставлен вопрос: почему?
- Самый больной объект - дорога по улице Ярыгина, которую подрядчик раздолбил отбойным молотком и бросил, чтобы невозможно там было ни пройти, ни проехать, - обнажил реальность факта Михаил Валов. - Контракт по ямочным ремонтам дорог по улицам Ярыгина, Успенского и Ветеранов труда был заключён с черногорской компанией "Фаворит" третьего июля, завершение работ - 31 июля. Заказчиком по этому контракту выступал комбинат по благоустройству и озеленению. К вам вопрос, Александр Алексеевич, где своевременный ремонт этих дорог? Какие меры вы лично приняли, чтобы сроки не сдвинулись на целых полтора месяца? Почему ремонт не исполнен в срок?
- Не знаю, - озадачил Главу города ответом исполняющий обязанности директора КБО Александр Атякшев. - Очень много претензий подрядчику отправляли...
- Сколько претензий? - отреагировал Михаил Валов, сражённый "мобильностью" принятия экстренных мер по неисполнению подрядчиком контракта.
- Четыре…, - отбился Александр Атякшев. - После этого подрядчик начал немного шевелиться. Я ездил сам лично к нему на 59-й километр, где расположена их база. Разговаривали с ним по поводу расторжения контракта. Он препятствовал этому вопросу, говорил, что мы можем это сделать не менее чем через месяц. Не давал согласия, убеждая, что все работы выполнит.
- А вы как-то по этому вопросу взаимодействовали с комитетом по ЖКХ и транспорту?
- Ну, работали с Владимиром Сергеевичем Кузьминым…
- Владимир Сергеевич, какие меры принимались, чтобы вовремя выполнить контракт?
Руководитель комитета по ЖКХ и транспорту Владимир Кузьмин тоже отбился: созванивались с подрядчиком, проводили совместные совещания, пытались понудить его к исполнению контракта…
- Спустя два месяца от момента начала работ подрядчик их закончил, - подвёл черту под мытарствами блудившего по дорогам подрядчика Владимир Кузьмин. - Приступил и закончил буквально за неделю. Конечно, мог сделать это и раньше...
- Почему не принимали решение о расторжении контракта уже на второй неделе, когда подрядчик так и не зашёл на ремонты? - настаивал на своём Михаил Валов. - Люди два месяца ездили по раскуроченной дороге, а вы в это время сидели в кабинетах и строчили претензии. Вы власть в коммунальной сфере или сотрудники литературного объединения? Действенной мерой воздействия на подрядчика стало наше прямое заявление о внесении его в чёрный список недобросовестных поставщиков услуги. Только тогда он спохватился. Но это был не июль, а шестое августа, и работы до сих пор не закончены в полном объёме. Кто виноват?
- Виноват в чём? - вопросом на вопрос задался руководитель комитета по ЖКХ и транспорту.
Ответ не заставил себя ждать…
"Вишенка на торте" от юриста
Свою лепту в суть непростого диалога Михаила Валова с руководителями коммунальных ведомств администрации города внёс заместитель Главы муниципалитета по правовым вопросам Игорь Данилов:
- А теперь - вишенка на торте… Если по контрактам, работы по которым сейчас начинаются, со стороны ответственных лиц будет такой же контроль, как по улице Ярыгина, заявление об увольнении - на стол, не дожидаясь проверок. Однозначно, что просто написать четыре претензии подрядчику - не значит провести с ним должную работу. Контроль за исполнением работ на объекте со стороны заказчика - руководства КБО, не осуществлялся вообще. Я ни разу не встретил там ни одного из должностных лиц. Между тем, производство работ было нарушено полностью. Никто не слышал, чтобы руководители КБО или комитета по ЖКХ и транспорту били в колокола: у нас срывается контракт! Расторгаем договор с подрядчиком! Потихонечку написали претензии - дальше сидят. Аморфная позиция…
- Мало того, что подрядчик нарушил все сроки, так ещё и качество работ - тяп-ляп, - заметно нервничал Михаил Валов. - Причём, замечания были зафиксированы не специалистами комитета по ЖКХ и транспорту, а простыми жителями города. Как будто они числятся в штате, как будто им мы даём зарплату.
- Сергей Александрович, - обратился Глава к своему заместителю по ЖКХ, транспорту и строительству Сергею Борисову. - Меня не устраивает факт, что те задания, которые формулируют наши специалисты, никаким образом не защищают муниципалитет от подрядчиков, не имеющих ресурсов для исполнения работ, не готовых к их проведению. Предлагаю посмотреть практики на территориях других муниципалитетов, куда заходят подрядчики, коль мы самостоятельно не можем сформулировать какие-то технические моменты, от соблюдения которых, в том числе, зависит качество ремонтов дорог. Это не нормально, когда наши специалисты закладывают в техническое задание материал, который через два-три года полностью приходит в негодность. Именно поэтому дороги у нас летят в межсезонье, а мы вынуждены вновь тратить бюджетные деньги на их ремонт.
- Будем нанимать специалиста, который грамотно напишет нам техническое задание, - поддержал Главу его зам по правовым вопросам.
("Вишенкой на торте" оказался и выговор заказчику ремонтных работ, исполняющему обязанности директора КБО Александру Атякшеву, и привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя по ЖКХ и транспорту Владимира Кузьмина, в должностные обязанности которого входит курирование дорожных работ).
Кто крайний? Дожди…
В ходе заседания копья ломались по всем больным вопросам, касающимся ремонтов дорог. В оправдание бездействия подрядчика привлекались даже погодные условия, приводились факты, что по сводкам метеоцентров, с учётом розы ветров, в июне и июле 60% - полностью дождливые дни, накладывающие табу на асфальтирование дорог. Но и в оставшиеся 40% солнечных дней подрядчик не приступил к работам. Создаётся впечатление, что торги при проведении аукционов, во что бы то ни стало, пытаются выиграть даже те подрядчики, у которых за душой нет ни людей, ни техники. Действия таких ловкачей Глава муниципалитета характеризует модным словом - демпинг, что означает: стремление занять нишу на новом рынке, целенаправленно занижая стоимость услуги для устранения конкурентов.
- Этим летом демпинговала абаканская компания "Ной", скинувшая на торгах цену по ремонту дорог по улицам Металлургов, 30-летия Красноярскгэсстроя и участка дороги в посёлке Геологов с 12 миллионов рублей до семи, - приводил очередной факт недобросовестности подрядчика Михаил Валов. - Согласно контракту, с третьего июля подрядчик не приступил к работе, ссылаясь поначалу на дожди, а затем на проблемы с поставщиком - Ачинским битумным заводом. Резину тянули до 25 июля, после чего написали бумагу, что у них трудное финансовое положение, в связи с чем не могут осуществлять работы в Саяногорске. И глубоко им начихать на то, что городу понадобились 40 дней для проведения нового аукциона, где торги выиграл саяногорский подрядчик и уже приступил к работе.
Цена вопроса: разрыв контракта
Михаил Валов задал следующий вопрос руководству КБО и комитета по ЖКХ и транспорту: почему на первой-второй неделе полного бездействия по исполнению контракта с подрядчиком не разорвали контракт? Ответственные лица тут же сослались на судебные тяжбы, которые могут затянуться на месяц, в течение которого они не вправе объявить новый аукцион. Аргументом не в пользу такого обоснования положения дел Глава города привёл изменения в законодательстве, развязывающие руки администрации муниципалитета во взаимоотношениях с подрядчиком. Отныне контракт с недобросовестными поставщиками услуг можно и должно прекращать в одностороннем порядке на начальном этапе их бездействия по исполнению работ. Конечно, это грозит судебными тяжбами с подрядчиком, но случится такое не по прошествии месяца после заключения контракта, а на начальном этапе, что сэкономит время для объявления нового контракта. Это как раз то, что упустили заказчик работ по ремонту дорог - КБО и контролирующий орган - комитет по ЖКХ и транспорту. А поэтому…
В городе халява не пройдёт!
- А поэтому будем двигаться дальше, - намерен расставить все точки над "i" Михаил Валов. - Я, как Глава города, в нынешней ситуации с затянувшимся ремонтом дорог оказался на правах крайнего. Мало того, что в связи с этим несу репутационные потери, но мне неудобно и я извиняюсь перед жителями города за то, что обещанные работы по ремонту дорог носят затяжной характер. Отныне будет так: у нас есть предусмотренный законом механизм для того, чтобы каждый недобросовестный подрядчик чувствовал и понимал степень ответственности. Меня мало волнуют вещи, которые приводят в оправдание бездействия подрядчиков на дорогах ответственные лица: дожди, суды и так далее… Мы никогда не добьёмся качественного и своевременного исполнения подрядчиком контракта, пока кое-кто будет сидеть сложа руки, а подрядчик будет кормить нас "завтраками".
Поручаю своему заместителю по ЖКХ, транспорту и строительству Сергею Александровичу Борисову выработать следующий алгоритм: если подрядчик зашёл на работы в город и бездействует - сразу обращаемся в суд. Пусть мы не выполним какие-то работы в срок и уйдём в осень. Но мы, наконец-то, должны показать серьёзность своих намерений: в Саяногорск с одной лопатой в руке подрядчика больше не пустим! Это принципиальное решение: если срок исполнения работ затянулся на неделю, максимум - две, а реакции на наши претензии у подрядчика нет, - расторгаем контракт и вносим его в список недобросовестных поставщиков.
Подрядные организации, которые работают у нас в Хакасии и претендуют на деньги из бюджета, должны знать и передавать по цепочке друг другу: в Саяногорске халява не пройдёт, демпинговый контракт там как начнётся, так и прервётся. Что касается должностных лиц, контролирующих качество и сроки подрядных работ, помните о "вишенке на торте"…