Государственная автомобильная инспекция в составе органов внутренних дел была учреждена 3 июля 1936 года
ГИБДД - как много в этом слове… Сотрудники подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения регистрируют автомобили и разрабатывают транспортные маршруты, принимают экзамены в автошколах и выдают водительские удостоверения, рассказывают о правилах дорожного движения детям и проводят розыск угнанных машин. И всё-таки первый образ, который вызывает эта замысловатая аббревиатура - человек в форме, с жезлом в руке, поджидающий автолюбителей в самых неожиданных местах. Кто он и что скрывается за его невозмутимым видом? Об этом поведал корреспонденту газеты старший инспектор дорожно-патрульной службы ГИБДД ОМВД России по городу Саяногорску, старший лейтенант полиции Дмитрий Назаров.
Выбор пути
Мы сидим в машине Дмитрия, и в ходе интервью я рассматриваю собеседника. На встречу он приехал в свой выходной после дачных работ: голубоглазый крепкий мужчина, в обычных футболке и шортах, с виду вполне гражданский. Но с первых минут становится заметна его манера постоянно сканировать взглядом периметр, проходящих людей и проезжающие мимо автомобили. Этот парень непрост.
- Дмитрий, как пришли на службу?
- Я вырос в семье полицейских. Отец 32 года отработал участковым, часто брал меня с собой на смену, так что я уже в детстве мечтал, что по его примеру пойду работать в МВД. Получил высшее юридическое образование, хотел устроиться в уголовный розыск, но на тот момент не было вакансий. Решил временно пойти в патрульные, но после трёх месяцев стажировки и дополнительного обучения втянулся. Уже восемь лет служу в ДПС. Работа нравится, и никуда переводиться больше не собираюсь.
- Какие плюсы и минусы видите в своей профессии?
- Наверное, здесь даже минусы дают преимущества. Например, за вредную, опасную работу на дорогах у инспекторов ДПС идёт стаж год за полтора. Поэтому до выхода на пенсию нужно отслужить 15 лет, а не 20, как в других подразделениях. Ещё плюс - стабильность: руководство постоянное, нет текучки кадров, за годы сложился дружный коллектив, где все готовы подставить друг другу плечо.
- Какую подготовку проходят инспекторы?
- Помимо работы на сменах каждый понедельник с 7 до 10 часов утра у нас проходят рейды, с 10-ти и до обеда мы повторяем нормативно-правовую базу, изучаем изменения. Ежемесячно в тире отрабатываем навыки стрельбы. Регулярно ходим на ФИЗО (оценку физической подготовленности) и дважды в год сдаём нормативы: подтягиваемся, отжимаемся, бегаем и стреляем в мишень.
- Что для вас было самым сложным в работе?
- В первое время я фиксировал мелкие нарушения наподобие непристёгнутого ремня безопасности и часто боялся допустить какие-то ошибки в протоколах, потому что это документы строгой отчётности. С годами освоился, закалился. В итоге за прошлый 2019 год стал лучшим инспектором в республике по количеству задержанных водителей в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. За высокие показатели от Министерства внутренних дел Хакасии мне вручили Почётную грамоту и ценный подарок. Могу сказать, что после тысячи смен и дежурств я стал профессионалом в своём деле.
И нюх, как у собаки, и глаз, как у орла
Отвечает Дмитрий быстро, речь его льётся как по-писаному. Признался, что интервью даёт впервые, а мне в это даже не верится - настолько вид у него спокойный и уверенный. Вот так сказывается профессиональная выдержка и практика бесед на дорогах.
- Какие личные качества необходимы в работе инспектора ДПС?
- Во-первых, важна честность и соблюдение закона. Люди при инциденте иногда пытаются предложить обходные пути, "разрулить" вопрос деньгами, но инспектор должен оставаться принципиальным и никаких "вознаграждений" не брать. Во-вторых, требуется смелость, так как не каждый сможет эффективно работать в условиях постоянного стресса, регулярных погонь и стычек с агрессивными нарушителями. И третье, сотрудник ДПС должен всё разъяснять чётко и в любых ситуациях твёрдо стоять на своём.
- А как же "встроенный спидометр" и чуйка на пьяных?
- Глаз-то, конечно, у патрульных намётан, но для задержания гонщиков на дорогах нужна официальная фиксация измерителем скорости, так что больше полагаемся на приборы, - объясняет полицейский. - А вот в случаях с пьяными действительно работает интуиция. Из потока трёх-четырёх машин останавливаю одну: верь - не верь, а именно в ней оказывается нетрезвый водитель. Бывает и так, что от человека не пахнет спиртным, он может выглядеть прилично и вполне внятно говорить, но по едва уловимым признакам - взгляду, оттенку кожи, ноткам специфического запаха - мы предполагаем, что он злоупотребляет наркотиками и зачастую оказываемся правы. С опытом у многих наших инспекторов вырабатывается такое чутьё.
Интересно, а есть ли у автолюбителей чутьё на посты ДПС, подумалось мне.
Человек человеку - кто?
- Граждане на людей в форме реагируют с напрягом. Привыкли?
- Когда я сам в 2005 году сдал на права, у меня, как и у многих молодых за рулём, был панический страх перед сотрудниками ДПС. Еду без нарушений, машина в порядке, но всё равно волновался, если останавливали. И сейчас, уже будучи по другую сторону ситуации, вижу этот страх у водителей. Останавливаешь для профилактического инструктажа, подходишь представиться, а у человека руки трясутся. "Почему волнуетесь? Вы что-то употребляли? - Да нет, я просто вас боюсь. - Да не бойтесь, мы же не звери. Пообщаемся, проверим документы, поедете дальше". Вот такие случаи нередки. Относимся к этому с пониманием, стараемся водителя успокоить, чтобы лишний раз на дороге не нервничал. Ведь мы просто делаем свою ежедневную работу.
- Кроме страха бывает и негатив, агрессия. Как справляетесь?
- Люди стали начитанные, благодаря самообразованию, освещению каких-то случаев в интернете, поэтому порой начинают спорить с патрульными, доказывать своё. Смотрите, - показывает Дмитрий на припаркованную перед нами иномарку, за которой наблюдает уже какое-то время в ходе беседы, - на заднем стекле наклейка "Памятка сотруднику ДПС". Демонстрируют нам, мол, мы знаем, как должно быть по закону. Но скажу, что это больше характерно для приезжих водителей. В нашем муниципалитете всего 10-12 инспекторов ДПС - саяногорцы к нам уже привыкли, смысла ругаться с нами не видят. А заезжие из крупных городов, наверное, думают, что в маленьком городке работают необразованные люди. Но мы знаем Конституцию, КоАП, 664-й Приказ МВД РФ об утверждении регламента исполнения надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области дорожного движения. Мы в курсе всех изменений в законодательстве, и поэтому любой разговор очень быстро оканчивается в нашу пользу.
- Приходилось ли вам применять оружие?
- Физическую силу приходится применять регулярно, если отказываются выполнить законные требования, игнорируют неоднократно указания патрульных. Можем составить материал по статье 19.3 часть 1 КоАП РФ о неподчинении и применить наручники. Часто бывают погони, когда люди пытаются скрыться с места происшествия или игнорируют требование остановиться для проверки. Но за восемь лет оружие ни разу даже из кобуры не доставал. Надеюсь, и не придётся.
- На дорогах у людей случается всякое. Можете ли "пожалеть" нарушителя? От чего зависит, дадите предупреждение или штраф?
- Мы тоже люди, всё понимаем. Если нарушение незначительное, не создает опасности -лампочка сгорела или не пристёгнут, - можем войти в положение. Недавно ночью женщина ехала очень быстро, а задние фары у машины не горят. Она ускоряется, проезжает под мигающий сигнал, мы её догоняем - она вся в слезах. Что случилось? А у неё сзади ребёнок с температурой 39,5 - не знает, что с ним, срочно везёт в больницу. Успокаиваем, говорим, мол, езжайте аккуратно, спокойно доберитесь до места…. Другое дело - пьяные водители. Они, конечно же, должны отвечать по закону, какие бы обстоятельства ни приводили в своё оправдание. Нетрезвый человек за рулём - это риск и потенциальное преступление. Однажды ночью мы остановили машину, едущую из деревни. Водитель был сильно пьян, а с ним женщина беременная, и у неё уже воды отходят. Объяснил, что везти роженицу было некому, поэтому выпивший поехал. Мы вызвали другой наряд, чтобы они оформили нарушителя, а сами девушку пересадили в патрульную машину, включили проблесковые маячки… Успели, ребёнок благополучно появился на свет в Майнском роддоме.
- Понятно, твёрдо следуете закону. А в какие-нибудь приметы верите?
- Если рулетку для замеров при ДТП взял какую-то не ту, алкотестер не тот или флеш-карту не того цвета, проволочки могут быть в оформлении. Это такие важные объяснимые детали-приметы. Но в основном у нас все сотрудники ДПС верят в чёрную кошку, - смеётся Дмитрий. - Если она перешла дорогу, значит, в смену непременно будет зафиксировано происшествие.
Всегда на посту
Мой собеседник весь разговор сидит, свободно откинувшись на спинку водительского кресла, но поймать его взгляд удаётся редко - он не перестают внимательно изучать окружающее пространство на все 360 градусов: то отвернётся на проехавшую иномарку, то в зеркала просматривает обзор. Ощущение, что из расслабленного режима он в любой момент готов перейти к действию.
- У вас бдительность не выключается и в выходные?
- В Саяногорске я знаю, наверное, процентов семьдесят водителей и машин - по цвету, некоторых по госномеру. Это уже такие издержки профессии: даже в свободное время инспекторы ДПС вглядываются в водителей, как они себя ведут на дороге, на парковке. Если еду по своим делам на своей личной машине, продолжаю наблюдать за обстановкой на дорогах. Неоднократно приходилось таким образом ловить пьяных водителей: даже "на гражданке" я могу подойти, представиться, предъявить удостоверение. В этом смысле мы всегда на посту - хоть в выходной, хоть в отпуске.
- И всё же помимо работы в свободное время чем занимаетесь?
- Общаюсь с семьёй, занимаюсь хозяйством - вот с картошки сегодня приехал. А ещё я "профессиональный" певец. С детства занимался вокалом, пою эстрадные, патриотические песни. Часто выступаю на праздниках для своих коллег, на концертах в ДК "Визит". Регулярно занимал призовые места в различных конкурсах по Хакасии, а также на фестивале музыкального творчества МВД России "Щит и Лира", который проходит в Абакане.
- Вопрос о будущем. Прогресс наступает. Как думаете, заменят ли когда-нибудь камеры и роботы инспекторов ДПС?
- Со временем, конечно, везде установят и введут новые технологии. Я считаю, что польза от них именно техническая - в замерах скорости, вычислении маршрута, отправки так называемых "писем счастья" с уведомлениями о штрафах. Но профессонала не заменить при выявлении пьяного за рулём, водителя без документов, при сложных случаях и процедурах ДТП. Так что мы продолжаем нести свой пост.
Что ж, пожелаем Дмитрию Назарову и его коллегам успешной работы и спокойных дорог. И чтобы им и всем участникам дорожного движения как можно реже попадались чёрные кошки, вокруг было как можно больше хороших людей, соблюдающих правила движения, нормы уважительного общения и готовых прийти друг другу на помощь.