В диспетчерскую поступает звонок: во дворе упало дерево, на даче затопило погреб, где-то не горит фонарь, а на трассе снова образовалась яма. Кто-то из работников автопарка комбината благоустройства и озеленения только собрался на выходной, кто-то ещё толком не отдохнул после ночного выезда… И вот начальство вновь отправляет транспорт на место происшествия. Результат их работы у всех на виду, а сами бойцы невидимого фронта, водители КБО, остаются в тени кабины. Вы замечали их?
Укротители руля и мотора
Разговор начинает Валерий Менг, водитель служебной "Волги". Стаж вождения - 39 лет.
- Отучился на права я перед уходом в армию, в 1981 году. Материал в автошколе давали хорошо, качественно. Это сейчас почему-то из группы только два человека сдают, а в то время, если уже двое не сдали, это считалось серьёзной недоработкой учебного центра. Помню, у нас был преподаватель ПДД, так он говорил: "Среди ночи тебя разбуди, спроси про любой знак - ты всё должен рассказать".
- Как пришли работать в КБО?
- Устроился в 1998 году: первое время работал на 41-м "Москвиче", а теперь в моём ведении "Волга" - в течение дня принимаю лёгкие грузы, посылки, по необходимости отвожу бухгалтера в банк, мастера на точку, забираю запчасти и так далее. Если не хватает рук, подключаюсь к работам на грузовике.
- На права сдают все желающие, а стать профессиональным водителем могут не все?
- Я так скажу: обычным водителем может быть практически каждый, а шофёром - единицы. В чём разница? Водитель, он только за рулём, а шофёр ещё и под капотом. В нашей профессии мало получить корочки и хорошо крутить баранку, нужно довести машину до ума и самому знать тонкости ремонта. Мы все здесь шофёры: автомобиль собираем-разбираем уже чуть ли не с закрытыми глазами.
- Какие качества важны в вашем деле?
- Внимательность, терпение, самообладание. В случае необходимости мы можем и поломку устранить на месте, и первую помощь оказать. К счастью, за годы вождения не случалось ничего такого, от чего бы прибавилось седин.
- Монотонная дорога зачастую укачивает. Как не заснуть?
- Эту науку я ещё в армии проходил: там и так всегда спать хочется, а когда меня отправили на бензовозе в 500-километровый марш, полковник наказал: "Воду на себя лей, песни пой - что хочешь делай, только не спи!". Я форточку открывал, высовывался голову проветрить, так и держался. А в городе, даже если маршрут на сто рядов знакомый, ехать на автопилоте и уснуть не получится: то и дело появляются новые знаки, ограждения, ямы, и водитель должен быстро сориентироваться.
- Наверное, вы остаётесь "за рулём" даже в кресле пассажира?
- Да, после стольких лет отвлечься, не оценивать обстановку и чужую манеру вождения сложно. Я тут же начинаю примерять ситуацию на себя, прикидывать, что вот здесь угол поворота нужно брать больше, а там можно было бы зайти на манёвр…
- Как расслабляетесь после долгого дня?
- Вот моё верное средство, - с довольным видом Валерий показывает свой свитер. - Вязать меня научила дочь. Сажусь перед телевизором со спицами и пряжей - все посторонние мысли и усталость как рукой снимает. Ну а по выходным - банька! И вообще все болезни от нервов, поэтому водителям и всем-всем советую: берегите себя - сохраняйте спокойствие!
- Машина - это просто транспорт, рабочее место или?..
- "Волга" для меня роднее личного автомобиля.
Мужчина смущённо улыбается, а сидящие рядом коллеги тут же сдают его с потрохами: каждый выходной, хотя это не включено в обязанности, он приходит мыть свою "ласточку" и наводить ей "красоту". Наверное, это уже любовь?
Романтики большой машины
Свою историю рассказывает Фёдор Кучменко, водитель самосвала. Стаж вождения - более 37 лет.
- Водить научился сам в 16 лет. Рядом с Новокурском, откуда я родом, был пионерский лагерь, и мы с товарищами ездили туда девчонок впечатлять, знакомиться. Там я попробовал водить, у меня стало получаться, и уже после армии я целенаправленно пошёл учиться на водителя.
- Выходит, это работа мечты?
- Ни к чему меня так сильно и по-настоящему не тянуло - только водить машину. Большую машину! Поездил за эти годы на всяких, но нравятся именно габаритные, я их хорошо чувствую. Правда, устроился водителем не сразу. Отслужив в армии, женился и пошёл трудиться на стройку, чтобы заработать на квартиру. На ставку водителя в КБО пришёл в 1995 году. Сначала работал на вакуумной машине, потом собрал бензовоз и откатал на нём почти 14 лет. А сейчас уже 12-й год вожу самосвал ЗИЛ - он мой друг и товарищ. Бывает, на выходных жду понедельника - скучаю по машине.
- Из чего складывается ваш рабочий день?
- Встаю в 5 утра, осматриваю и готовлю грузовик - что где нужно долить, подкрутить. И сам тоже прохожу медицинский осмотр. Далее выезд по заданию бригадира: убираем по городу сваленные ветки, траву, вывозим на свалку песок с обочин, мусор или снег после очистки дороги. Работы хватает.
- Нередко вызывают и в праздники?
- Наши "праздники и парады" как раз и начинаются, когда все отгуляли: люди, отдохнув, расходятся по домам, а мы ночью идём на работу, чтобы к утру привести улицы в порядок. Если же нет срочных вызовов, то всегда найдётся, что подлатать в автопарке. Я водитель и механизатор - у каждого из наших ребят, как правило, есть обе эти квалификации.
- Приведите характерный, отражающий реальность пример героя-водителя в кино?
- Пашка Колокольников в исполнении Леонида Куравлёва из советского фильма "Живёт такой парень". Там и наш шофёрский быт, и дорожная романтика, и юмор.
Коллеги смеются, понимающе кивают: в быту без юмора порой не обойтись.
Профессионалы и мечтатели
О своём трудовом пути поведал и машинист экскаватора Александр Гвоздовский. Стаж вождения- 41 год.
- В Саяногорск я приехал из Воронежской области в 1978 году, будучи юным делегатом XVIII съезда комсомола. Точнее, делегация наша направлялась в Усть-Илимск, а я в процессе переметнулся на Саяно-Шушенскую ГЭС - очень уж заинтересовала меня эта стройка. Поскольку после училища у меня был диплом тракториста-машиниста широкого профиля, на стройплощадке я устроился на бетонный завод, а затем перешёл в трест, где освоил экскаватор-погрузчик и дробилку. Также успел поработать на колхозном тракторе и зерноуборочном комбайне в Бейском районе. Много лет ударно трудился на мраморной горе: возил рабочих на УАЗике-"таблетке", а параллельно с этим отгружал камень в машины большим экскаватором и был бригадиром дробилки. По итогу набрал "вредный" стаж и семь лет назад вышел на пенсию. Но когда мне позвонили, мол, требуется экскаваторщик в комбинат благоустройства и озеленения, охотно переключился на новое поле деятельности.
- В чём сложность работы на спецтехнике?
- Сложность в её отсутствии. Нам в КБО не хватает ресурсов и современного специализированного оборудования. Как-то раз мне пришлось засыпать яму мехлопатой - это экскаватор с ковшом впереди. Кто-то из проезжающих заметил и давай потешаться, фотографировать. Я и сам понимаю: дождь и машины пройдут - весь этот песок вымоет, щебень разлетится. Хорошо, что сейчас нам привезли девять тонн сухого асфальта, сформировали отдельную бригаду дорожников, и теперь по городу выполняется адекватный ямочный ремонт. А то и смешно, и горько было. Другая ситуация: подтопило грунтовыми водами подвалы на Ай-Дае, так экскаватор всего неделю там покопал и не выдержал нагрузки - подшипник рассыпался. В такие моменты думаешь: вот бы сюда бобкэт! И всё-таки мы стараемся сделать всё, что в наших силах.
- Как относится семья к вашей работе?
- Семья периодически ворчит из-за непредсказуемого графика. Например, если зимой выпал снег, мы обязаны расчистить дороги в течение шести часов. И в четыре утра, и в выходной по звонку товарищи садятся на тракторы с мётлами, я завожу экскаватор и двигаю следом. Назавтра опять осадки - едем по новой. Погоду не предугадаешь, и домашние планы нередко срываются.
- Однако вы по-прежнему каждое утро забираетесь в кабину. Так любите свою работу?
- Конечно! Не могу усидеть дома.
Всегда придут на помощь
- Работа у наших водителей нелёгкая, - признаётся главный механик КБО Руслан Кузнецов. - Уборка мусора и стрижка деревьев, городское освещение и дорожное полотно - если где-то возникла проблема, они давят на газ, и мы летим, словно коммунальная служба МЧС. От мастерства шофёров зависит успех деятельности нашего комбината в целом. Желаю коллегам здоровья, благополучия и достойного признания их заслуг перед городом!
Не остаются опытные специалисты в стороне и от общей беды. Так, после массовых пожаров 2015 года, охвативших Хакасию и в том числе ближайшие к Саяногорску районы, водителям КБО были вручены нагрудные значки с удостоверениями "Участнику ликвидации ЧС". Но работают они, конечно, не ради наград.
- Жизнеобеспечение города - наша первостепенная задача, и автопарк - одно из важных звеньев, без которого нам не обойтись и дня, - подчёркивает директор КБО Андрей Тропин. - Отважные и отзывчивые, наши водители в любую погоду остаются на передовой. Это - не побоюсь громкого слова - поистине героический труд, и жители Саяногорска должны знать в лицо тех, кто вкладывает силы и время в благоустройство нашего общего дома. Благодарю коллег за добросовестное отношение к делу и поздравляю с профессиональным праздником!
Вот такая работа: если город ждёт - надо ехать. И они едут, везут, вывозят все неурядицы на себе. Так пусть же для них всегда горит зелёный свет. В добрый путь!