По-молодецки проворный, седовласый гость распахнул двери редакции и прямо с порога бойко начал сыпать шутками. С первых же слов его рассказа по блеску глаз стало понятно - перед нами человек, горящий своим делом и причастностью к истории большой страны. Быстрый на подъём, говорливый - трудно поверить, что ветерану Отделения временной эксплуатации Александру Чечукову уже за 90! Сорок лет из своего жизненного пути проехал он по железной дороге…
Родился Александр Чечуков 26 сентября 1929 года на хуторе в городе Новозыбков Брянской области. И никто тогда ещё не мог предположить, что занесёт его судьба в далёкую Сибирь, где покорятся ему необъятные километры железных дорог. А с чего же всё началось?
- Когда мне было пять лет, шли мы как-то вместе с батей по городу, - вспоминает Александр Прохорович. - По пути остановились на железнодорожном переезде - и тут мимо нас прогрохотала чёрная махина! Чух-чух-чух - шумит, гудит, а из трубы дым валит. Я так и замер - впервые такое чудо увидел. Батя объясняет, мол, сынок, это чугунный поезд прошёл. Ага… Сильно тогда он меня впечатлил.
Вскоре отец завербовался в государственную программу по добыче золота на Дальнем Востоке, и в 1935 году Чечуковы отправились на другой конец страны. Так состоялась вторая знаковая встреча с железной дорогой, по которой долго-долго добирались они в Амурскую область. Около двух лет, переходя из одной артели в другую, семейство часто переезжало, а затем отец остался работать на железной дороге, и с тех пор у мальчишки перед глазами то и дело мелькали многочисленные поезда. Но неожиданно пришла беда: в 1941 году отец нарушил технику безопасности и погиб под колёсами поезда, мать осталась одна с пятью детьми. Подняться на ноги семье помог профсоюз, и однажды пришла пора Саше думать о будущей профессии. Несмотря на пережитую трагедию, выбор для парня давно уже был очевиден.
- В 1944 году, когда ещё учился в школе, поехал я в гости в посёлок Могоча, и в поезде мне на глаза попалась брошюра об изыскателях Кошурникове, Стофато и Журавлёве, которые погибли в 1942 году при разведке местности для строительства железнодорожной линии Абакан - Тайшет. План реализации остановился из-за войны, но я сохранил эту листовку, заинтересовавшись столь масштабным проектом. А через какое-то время узнал, что весной будет набор в транспортное училище… - улыбается Александр Прохорович тому, что жизнь повела его к заветной цели, как по рельсам.
В августе 1946-го, сразу после школы, Саша поступил в железнодорожное училище № 2 в городе Куйбышевка-Восточная (сейчас - Белогорск Амурской области), а в июле 1948-го вышел с аттестатом помощника машиниста четвёртого разряда. Здесь же под руководством преподавателя-музыканта юноша освоил кларнет и играл в ученическом оркестре. Однако любимой музыкой всё же оставался для него стук колёс на полном ходу.
По направлению молодой человек четыре года отработал в Сковородино, набрался опыта в обслуживании паровоза настолько, что мог спокойно разобрать его и по винтику собрать обратно. Подающие надежду кадры были очень востребованы, и в 1953 году Александра отправили на курсы машиниста локомотива, а в 1961-м году он, предчувствуя скорые перемены в отрасли, поехал учиться управлению тепловозом.
Пройдя путь от кочегара и помощника до машиниста и инструктора-наставника, получив необходимые спецификации, в 1962 году Александр Чечуков уехал в посёлок Кошурниково Красноярского края на стартовавшее наконец строительство и обкатку железнодорожной ветки Абакан - Тайшет. Как участник значимого для страны проекта был награждён юбилейной медалью и именными часами.
После сдачи ветки опытного машиниста в составе паровозного десанта в 1965 году направили на объект всесоюзного значения - к подножию Саян, где требовалось подготовить подъездной путь к строящейся СШГЭС.
- Тут ничего не было - голая степь. И там, к примеру, где сейчас расположен "Саянмрамор", я когда-то вёдрами собирал клубнику, - показывает рукой в сторону комбината свидетель событий. - В составе субподрядной железнодорожной организации мы обкатывали путь до ГЭС, доставляли материалы и рабочих на плотину, а также перевозили железобетонные панели для сбора жилых домов. Я видел, как на пустом месте один за другим появляются мраморные цеха, КСРЗ, алюминиевый завод и множество других предприятий. Здесь были сотни интересных задач и тысячи рабочих людей со всей страны. Жизнь кипела!
С большим уважением и любовью вспоминает Александр Прохорович ставшие родными паровозы СУ 213-38 и СУ 214-24, которые сыграли немаловажную роль в возведении города. Изначально это были пассажирские тягачи с колёсами диаметром в два метра и минимальной скоростью 70 км/ч., на своих маршрутах они уступили место более мощным моделям и были отписаны на стройку для грузовых перевозок. Именно на них Александр с товарищами прокатывал первый путь, проложенный бригадами СМП-146, именно с помощью этих паровозов строили пятиэтажки первых микрорайонов Саяногорска. К сожалению, эти по сути музейные экспонаты в один не прекрасный миг были сданы на металлолом, о чём наш герой горюет до сих пор.
Но есть ещё в городе места и объекты, непосредственно связанные с именем Александра Чечукова.
- Лично принимал участие в сооружении железнодорожных мостов в Малом и Большом Караках, - уточняет он. - На специальном поезде-кране весом 520 тонн я наводил железобетонные балки на подготовленные "быки" - выступы. Затем уже на них бригады СМП укладывали шпалы и рельсы. Также с 1971 по 1985 годы я водил дизель-поезд до СШГЭС и на правый берег к бетонному заводу - ДРП-121, ДРП-122, которые ещё помнит поколение 80-х.
Александр Прохорович признаётся, что на сменах порой нередко пропадал сутками, а с рабочими командировками объехал всю страну от Уссурийска до Риги - такое бурное, стремительное было время. Верная подруга и жена Нина Тимофеевна, будучи из семьи железнодорожников, относилась к делу жизни мужа с пониманием - вместе они трудились на благо будущих поколений и собственных детей. В Саяногорске окончили школу, вышли в люди и создали свои семьи две дочери Чечуковых, уже давно выросли три внучки и двое внуков, подрастают восемь правнуков. Кстати, один из внуков пошёл по стопам деда и ныне работает в локомотивном депо ОВЭ слесарем подвижного состава.
Сам Александр Чечуков и сейчас, несмотря на солидный возраст, похож на бодрый локомотив, подобный тем, которые когда-то водил. Его имя, как и имена других первопроходцев, прочно вписано в исторические скрижали…
Путь проложен - дело за молодыми.